В Тбилиси ежегодно поминают погибших 9 апреля 1989 года. Фото с сайта www.newsgeorgia.ru
В среду Грузия отметила очередную годовщину трагедии 9 апреля 1989 года. 25 лет назад в центре Тбилиси спецподразделения военных и правоохранительных структур СССР жестоко расправились с участниками акции за независимость республики. В результате разгона погиб 21 человек, сотни людей отравились распыленным силовиками газом.
9 апреля стало точкой отсчета новейшей истории Грузии. Не случайно этот день Верховный Совет страны в 1991 году объявил днем восстановления государственной независимости. Ежегодно 9 апреля к Мемориальному камню жертвам событий 1989-го приходят тысячи тбилисцев и жителей регионов, возлагают цветы и траурные венки, зажигают поминальные свечи.
Все два с половиной десятилетия 9 апреля становилось необъявленным днем единства общества: даже непримиримых политических оппонентов можно увидеть мирно общающимися друг с другом у гранитной глыбы, воздвигнутой около здания парламента на проспекте Руставели. Но вчера эта традиция была неприятно нарушена.
К Мемориальному камню народ начал подтягиваться еще ночью. Как обычно, возлагали цветы, зажигали свечи, кто-то декламировал стихи… Первый инцидент возник неожиданно, когда кто-то вдруг обнаружил траурный венок с лентой цветов российского флага. Венок оставили, ленту сорвали и сожгли. Конечно, подавление антисоветского митинга 9 апреля 1989 года на совести руководства не России, а СССР. Однако в сознании большинства жителей Грузии они идентифицируются. Плюс незажившие раны войны 2008 года, приведшей к отторжению территорий.
Поиски циников, устроивших штуку с упомянутой лентой, ничего не дали. Никто не видел, когда именно скандальный венок появился у памятника и кто его принес. Разнервничавшиеся участники выпустили пар с помощью крепких слов в адрес «провокаторов» и успокоились было, но последовал новый инцидент.
Почтить память погибших 9 апреля пришел кандидат в мэры Тбилиси от бывшей партии власти «Единого национального движения» (ЕНД) Ника Мелиа. Его появление вызвало новую вспышку ярости со стороны части собравшихся. Представителю ЕНД не дали приблизиться к гранитному памятнику, объяснив, что «здесь вам не место», потому что именно тут 26 мая 2011 года спецназ по приказу правившего ЕНД устроил жестокое избиение манифестантов, также повлекшее гибель людей. Тогда погиб один полицейский, пытавшийся остановить автомобиль, в котором предположительно находился один из лидеров оппозиции. А чуть позже неподалеку от места событий были обнаружены два трупа – похоже, участников столкновения с силовиками.
Мелиа, удалившись на некоторое расстояние, объявил журналистам, что прогнавшая его публика попросту пьяна, а потому неадекватна. Это вызвало новую волну гнева, которую тоже удалось кое-как погасить. К тому времени прояснилась ситуация с трехцветной красно-сине-белой лентой на траурном венке. Вышел конфуз – согласно информации, правда, пока неподтвержденной официально, накануне у Мемориала видели некую делегацию из Словакии, цвета национального флага которой совпадают с цветами российского.
Инцидент с кандидатом в столичные мэры от ЕНД, хотя появление у Мемориала в дальнейшем других представителей бывших властей обошлось без эксцессов, отражает поляризацию грузинского общества и в целом – нервную обстановку в стране. Накануне националам не удалось провести партийное мероприятие в регионе Джавахети – группа местных жителей встретила делегацию крайне агрессивно. Росту напряженности способствуют различные сообщения о том, что ЕНД готовится к акциям для дестабилизации ситуации в стране и возвращения во власть, и даже пригласили в Грузию поднаторевших в уличных боях в Украине членов УНА–УНСО. Нездорового ажиотажа добавило недавнее заявление экс-президента Михаила Саакашвили одному из местных телеканалов, в котором он пригрозил изменившему политический расклад в стране миллиардеру Бидзине Иванишвили своим скорым приездом, чтобы «очистить Грузию от нынешней так называемой власти и продолжить прогрессивные реформы». И, наконец, совсем уж напустили туману публикации о том, что Иванишвили готовится покинуть страну. Сразу несколько СМИ сообщили о том, что он уже распродал почти все бизнес-активы, прекратил финансирование своих программ, а созданная им пару месяцев назад НПО все еще не обзавелась офисом. Ни сам Иванишвили, ни его представители эти публикации не подтвердили, но пока и не опровергли.