У Минска могут появиться самолеты собственного производства. Фото с сайта www.mil.by
Белоруссия объявила о начале нового этапа в развитии оборонного комплекса – страна планирует не только укрепить свою армию, но и стать крупным экспортером вооружения. Президент Александр Лукашенко объявил о планах открытия собственных производств самолетов, вертолетов и бронетехники. Комментируя неожиданные инициативы главы государства, эксперты говорят о планах Белоруссии заработать по максимуму на российско-украинском конфликте.
«Необходимо делать шаг вперед и самостоятельно осваивать выпуск новой, востребованной на рынках продукции. В Беларуси должны производиться и самолеты, и вертолеты», – распорядился Александр Лукашенко, посещая 558-й Авиационный ремонтный завод в Барановичах (Брестская область). По его словам, вертолеты можно производить на Оршанском авиаремонтном заводе, самолеты – в Барановичах, а бронетехнику – в Борисове (Минская область) на танкоремонтном заводе. «Армия середины прошлого века нам не нужна. Фронт на фронт мы не пойдем. Нашей стране нужна современная армия, и ее основой должны стать Силы специальных операций, Десантно-штурмовые, Военно-воздушные силы, а также ПВО», – поставил стратегические задачи белорусский президент.
Напомним, что совсем недавно Александр Лукашенко сетовал на отсутствие средств для закупки новой военной техники и призывал заниматься модернизацией и ремонтом имеющейся. Как следовало из сказанного белорусским президентом, изменил свое мнение он в связи с событиями в Украине. «ВВС мы должны держать в исправном состоянии, чтобы не повторился печальный опыт наших братьев-украинцев. Когда надо было воевать, оказалось, что нет армии, – рассуждал Лукашенко. – Вроде 250 тыс., как мне Янукович говорил, у него штыков было год назад. А когда коснулось – армии нет». Белорусский лидер был горд собой и тем, что уделял внимание поддержанию обороноспособности, ибо последние события показали, что «армия нужна для любого государства».
Лукашенко завуалированно осудил Украину, безропотно уступившую Крым, и предупредил: «Если кто-то сунется, мы должны быть готовы нанести этому агрессору неприемлемый ущерб». «Мы должны производить у себя самолет. Какой – это ваше дело, но нужный для рынка, прежде всего для России», – тут же озадачил Лукашенко.
Ранее Лукашенко уже заявлял, что он бы не сдал свои территории, как сделала Украина, вплоть до того, что сам пошел бы воевать. Поэтому намерение укреплять и далее оборонную мощь страны не удивило местных наблюдателей. Вопросы возникли по поводу откуда-то взявшихся ресурсов. Отдельные намеки, правда, на этот счет он сделал. «Давайте попробуем с украинцами договориться и вместе поработать, чтобы не пропали интеллектуальные, инженерные центры, конструкторы в Украине… Этот момент надо использовать не только для себя, но и для внешнего рынка и Российской Федерации», – сказал белорусский президент.
Эксперты, сопоставив события последних дней с этими высказываниями, предположили, что пробовать уже ничего не нужно, ибо все договоренности относительно того, что украинско-российские военные проекты переместятся в Белоруссию, уже достигнуты. «Сложим мозаику», – предлагает белорусский политический обозреватель Александр Класковский. Он ставит в один ряд встречу Лукашенко с и.о. президента Украины Александром Турчиновым в минувшую субботу, визит в Минск вице-премьера России, курирующего оборонный комплекс, Дмитрия Рогозина и заявления Лукашенко о новом этапе в развитии белорусского ВПК.
«С учетом фактора Крыма для украинских властей дело принципа – ввести эмбарго на военно-техническое сотрудничество с Россией. Этого требует общественное мнение. Но сам украинский ВПК требует денег, а они приходят из России», – объясняет ситуацию руководитель аналитического проекта BelarusSecurityBlog Андрей Поротников. По его мнению, площадкой, «где под украинским контролем, из украинских деталей и по украинским технологиям будет создаваться продукция с маркой Made in Belarus для последующей поставки в Россию», может выступить Белоруссия. Поэтому задача номер один – создание соответствующих совместных предприятий. Тем более что Оршанский авиаремонтный завод уже частично принадлежит украинской компании «Мотор Сич». «Вначале, вполне возможно, это будет простая переклейка этикеток. Но в перспективе возможно создание СП по производству комплектующих для самолетов, возможен выпуск небольших самолетов», – соглашается с такой точкой зрения и белорусский военный эксперт Александр Алесин.
«Минск элегантно снимает сливки в сфере оборонки, поймав момент драки между Москвой и Киевом. Как говорят русские, кому война, а кому мать родна», – резюмирует ситуацию обозреватель Александр Класковский.
Минск