Фото Reuters
Как известно, в середине марта РФ официально представила свои соображения по плану урегулирования ситуации в Украине.
В них, в частности, содержатся предложения по инициированию разработки новой украинской Конституции, обеспечивающей политический строй Украины в качестве демократического федеративного государства, обладающего суверенитетом и нейтральным военно-политическим статусом. При этом в новом Основном законе Украины предполагается закрепить нормы, согласно которым регионы будут не только самостоятельно избирать органы государственной власти, но и иметь широкие полномочия в вопросах экономики, финансов, социальной сферы, языка, образования и внешних межрегиональных связей (при обязательном обеспечении защиты прав национальных меньшинств).
Таким образом, в общемировую повестку дня официально внесены давно вызревшие внутри самого украинского общества идеи превращения Украины в федеративное государство. И это вполне объяснимо. Ведь единое украинское государство сформировалось в ХХ веке из составляющих, имевших до этого совершенно различную историю. Центральная его часть (Надднепрянщина и соседние с ней территории) всегда была колыбелью и оплотом украинской самобытности. Западные регионы (Галиция, Волынь и Прикарпатье) еще с XI–XII веков тяготели преимущественно к католическому культурно-цивилизационному ареалу. Восточно-украинские земли долгое время были имевшим особое устройство средоточием подлинно пассионарных людей, бежавших от политического, социального и религиозного гнета под защиту братской России. Наконец причерноморский юг страны – это отвоеванные в XVIII–XIX веках у Османской империи и ее союзников территории, совместно заселенные и окультуренные русским и украинским народами.
Указанные исторические обстоятельства в значительной степени предопределяют основные параметры дееспособной модели украинской федерализации, являющейся единственным эффективным способом сохранения подлинного государственного единства столь разнородной страны. Реальными субъектами Федерации в Украине могут быть только обладающие широчайшей самостоятельностью республики, каждая из которых должна вобрать в свой состав несколько областей, а именно: Западная Украина (Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая и Черновицкая области); Центральная Украина (Винницкая, Житомирская, Киевская, Кировоградская, Полтавская, Сумская, Черкасская и Черниговская области, а также столица Украины – Киев); Южная Украина (Николаевская, Одесская и Херсонская области); Восточная Украина (Днепропетровская, Донецкая, Запорожская, Луганская и Харьковская области).
Президент Украины Виктор Янукович в свое время обратил внимание на то, что политика узурпировавших центральную власть национал-радикалов уже привела к отколу от Украины Крыма. Отвергший бандеровскую идеологию Крым огромным большинством (свыше 95% при более чем 80-процентной явке) выбрал путь возвращения в состав России (у которой он 60 лет назад был отнят с нарушением основ тогдашнего конституционного строя).
Тем не менее еще не утрачена возможность того, что Республика Крым (в состав которой в будущем в виде автономного округа, при необходимости, может вновь войти и Севастополь), сохраняя новообретенный статус субъекта Российской Федерации, будет одновременно иметь и статус пятой республики в составе обновленной, дружественной России Украины. Ведь, как отметил президент РФ Владимир Путин: «Что касается Крыма, то он был и останется и русским, и украинским…»
Данная цель могла бы быть достигнута путем установления в Крыму российско-украинского кондоминиума (совладения). Разумеется, правовой режим такого совладения (применительно к соотношению прав, обязанностей и влияния его сторон) должен учитывать как этнический состав населения полуострова, так и выявленное на референдуме соотношение сторонников российской и украинской идентичности его жителей.
Институт кондоминиума успешно используется в международной практике решения территориальных проблем со времен Средневековья. Многие европейские территории столетиями имели статус совместного владения тех или иных государств (самым известным современным отголоском этого является нынешний статус Андорры). В Новое время кондоминиум стал устанавливаться также в Азии и в Африке. Самым же известным примером использования соответствующего механизма в Новейшее время стало совладение Омана и Объединенных Арабских Эмиратов над пограничной областью Хадф. В последние годы идеи применения института кондоминиума для урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве активно разрабатывались отечественными государственными деятелями (в частности, Евгением Примаковым).
Применительно к ситуации в Крыму кондоминиум позволил бы выбить из рук антироссийских сил их основное идейно-политическое оружие – лозунг «защиты территориальной целостности Украины» (ничуть не отклоняясь при этом от реализации выраженной на референдуме воли крымчан к воссоединению с Россией). Кроме того, это расстроило бы подрывную работу русофобов по разжиганию среди украинцев ненависти к России. Наконец закрепление общего российско-украинского статуса Крыма нанесло бы сокрушительный удар по озвученным известными представителями Запада планам срыва процессов евразийской интеграции посредством втягивания России и Украины в гибельную для них обоих междоусобную борьбу, способную погрузить в пучину хаоса все постсоветское пространство.
Стоит отметить, что завершившееся в начале третьей декады марта правовое оформление процесса принятия Крыма в состав России с юридической точки зрения вовсе не исключает возможности установления в будущем российско-украинского кондоминиума на территории полуострова. Более того, выдвижение соответствующих идей, думается, могло бы в будущем качественно усилить позиции Российской Федерации в рамках международного координационного механизма урегулирования кризиса в Украине (о переговорах по вопросам создания такого механизма см. «НГ» от 26.03.14).
Конечно, у читателей может возникнуть резонный вопрос – с какими же силами на украинской земле Россия могла бы вести диалог по вопросу о принятии и воплощении в жизнь изложенных выше соображений? Разумеется, в качестве партнеров здесь вряд ли могут рассматриваться те, кто ныне называет себя «законной властью в Киеве». Но кто сказал, что россияне не смогут помочь братскому украинскому народу смести ввергших страну в состояние «новой Руины» национал-экстремистов и восстановить подлинно легитимную власть?