0
8559
Газета СНГ Интернет-версия

01.04.2014 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Федерализация Украины может спасти ее государственное единство

Дмитрий Звоненко

Об авторе: Дмитрий Петрович Звоненко – юрист-государствовед.

Тэги: украина, политика, крым


украина, политика, крым Фото Reuters

Как известно, в середине марта РФ официально представила свои соображения по плану урегулирования ситуации в Украине.

В них, в частности, содержатся предложения по инициированию разработки новой украинской Конституции, обеспечивающей политический строй Украины в качестве демократического федеративного государства, обладающего суверенитетом и нейтральным военно-политическим статусом. При этом в новом Основном законе Украины предполагается закрепить нормы, согласно которым регионы будут не только самостоятельно избирать органы государственной власти, но и иметь широкие полномочия в вопросах экономики, финансов, социальной сферы, языка, образования и внешних межрегиональных связей (при обязательном обеспечении защиты прав национальных меньшинств).

Таким образом, в общемировую повестку дня официально внесены давно вызревшие внутри самого украинского общества идеи превращения Украины в федеративное государство. И это вполне объяснимо. Ведь единое украинское государство сформировалось в ХХ веке из составляющих, имевших до этого совершенно различную историю. Центральная его часть (Надднепрянщина и соседние с ней территории) всегда была колыбелью и оплотом украинской самобытности. Западные регионы (Галиция, Волынь и Прикарпатье) еще с XI–XII веков тяготели преимущественно к католическому культурно-цивилизационному ареалу. Восточно-украинские земли долгое время были имевшим особое устройство средоточием подлинно пассионарных людей, бежавших от политического, социального и религиозного гнета под защиту братской России. Наконец причерноморский юг страны – это отвоеванные в XVIII–XIX веках у Османской империи и ее союзников территории, совместно заселенные и окультуренные русским и украинским народами.

Указанные исторические обстоятельства в значительной степени предопределяют основные параметры дееспособной модели украинской федерализации, являющейся единственным эффективным способом сохранения подлинного государственного единства столь разнородной страны. Реальными субъектами Федерации в Украине могут быть только обладающие широчайшей самостоятельностью республики, каждая из которых должна вобрать в свой состав несколько областей, а именно: Западная Украина (Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая и Черновицкая области); Центральная Украина (Винницкая, Житомирская, Киевская, Кировоградская, Полтавская, Сумская, Черкасская и Черниговская области, а также столица Украины – Киев); Южная Украина (Николаевская, Одесская и Херсонская области); Восточная Украина (Днепропетровская, Донецкая, Запорожская, Луганская и Харьковская области).

Президент Украины Виктор Янукович в свое время обратил внимание на то, что политика узурпировавших центральную власть национал-радикалов уже привела к отколу от Украины Крыма. Отвергший бандеровскую идеологию Крым огромным большинством (свыше 95% при более чем 80-процентной явке) выбрал путь возвращения в состав России (у которой он 60 лет назад был отнят с нарушением основ тогдашнего конституционного строя).

Тем не менее еще не утрачена возможность того, что Республика Крым (в состав которой в будущем в виде автономного округа, при необходимости, может вновь войти и Севастополь), сохраняя новообретенный статус субъекта Российской Федерации, будет одновременно иметь и статус пятой республики в составе обновленной, дружественной России Украины. Ведь, как отметил президент РФ Владимир Путин: «Что касается Крыма, то он был и останется и русским, и украинским…»

Данная цель могла бы быть достигнута путем установления в Крыму российско-украинского кондоминиума (совладения). Разумеется, правовой режим такого совладения (применительно к соотношению прав, обязанностей и влияния его сторон) должен учитывать как этнический состав населения полуострова, так и выявленное на референдуме соотношение сторонников российской и украинской идентичности его жителей.

Институт кондоминиума успешно используется в международной практике решения территориальных проблем со времен Средневековья. Многие европейские территории столетиями имели статус совместного владения тех или иных государств (самым известным современным отголоском этого является нынешний статус Андорры). В Новое время кондоминиум стал устанавливаться также в Азии и в Африке. Самым же известным примером использования соответствующего механизма в Новейшее время стало совладение Омана и Объединенных Арабских Эмиратов над пограничной областью Хадф. В последние годы идеи применения института кондоминиума для урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве активно разрабатывались отечественными государственными деятелями (в частности, Евгением Примаковым).

Применительно к ситуации в Крыму кондоминиум позволил бы выбить из рук антироссийских сил их основное идейно-политическое оружие – лозунг «защиты территориальной целостности Украины» (ничуть не отклоняясь при этом от реализации выраженной на референдуме воли крымчан к воссоединению с Россией). Кроме того, это расстроило бы подрывную работу русофобов по разжиганию среди украинцев ненависти к России. Наконец закрепление общего российско-украинского статуса Крыма нанесло бы сокрушительный удар по озвученным известными представителями Запада планам срыва процессов евразийской интеграции посредством втягивания России и Украины в гибельную для них обоих междоусобную борьбу, способную погрузить в пучину хаоса все постсоветское пространство.

Стоит отметить, что завершившееся в начале третьей декады марта правовое оформление процесса принятия Крыма в состав России с юридической точки зрения вовсе не исключает возможности установления в будущем российско-украинского кондоминиума на территории полуострова. Более того, выдвижение соответствующих идей, думается, могло бы в будущем качественно усилить позиции Российской Федерации в рамках международного координационного механизма урегулирования кризиса в Украине (о переговорах по вопросам создания такого механизма см. «НГ» от 26.03.14).

Конечно, у читателей может возникнуть резонный вопрос – с какими же силами на украинской земле Россия могла бы вести диалог по вопросу о принятии и воплощении в жизнь изложенных выше соображений? Разумеется, в качестве партнеров здесь вряд ли могут рассматриваться те, кто ныне называет себя «законной властью в Киеве». Но кто сказал, что россияне не смогут помочь братскому украинскому народу смести ввергших страну в состояние «новой Руины» национал-экстремистов и восстановить подлинно легитимную власть? 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1669
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3615
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2671
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2177

Другие новости