На фото премьер-министр Грузии Ираклия Гарибашвили. Фото Reuters
Темур Аласания – бывший дипломат ООН, дядя экс-президента Грузии Михаила Саакашвили, готовит иск против премьер-министра Ираклия Гарибашвили. В судебные тяжбы могут быть втянуты другие должностные лица, а также СМИ, которые, по словам Аласании, «развернули против него целенаправленную кампанию», обвиняя его в контрабандной торговле оружием.
Дядю Михаила Саакашвили в Грузии видели не многие. В период президентства племянника он особенно избегал публичности. Однако именно Темура Аласанию, который в силу сложившихся обстоятельств в юности и в студенческие годы опекал будущего грузинского лидера, называли главным политическим советником Саакашвили и даже одним из «серых кардиналов» революционного правительства Грузии.
Возможно, так оно и было. Хотя сегодня Аласания это напрочь отрицает, заявляя, что ни на каких официальных должностях не состоял. Впрочем, должности ему никто и не приписывает. Грузинская оппозиция, не скупившаяся на критику президента, не забывала и об Аласании, считая его причастным к проблемам, которые создавало правление Саакашвили. Наивно было предполагать, что со сменой власти критики вдруг замолчат.
Сейчас уже, наверное, трудно установить, кто именно и когда вдруг «вспомнил», что во время августовской войны 2008 года «Темур Аласания под руку расхаживал по Гори с российским генералом Борисовым». Однако в дальнейшем этот «эпизод» почти всегда стал фигурировать в публикациях или обсуждениях на тему с условным названием «до чего довел Грузию Саакашвили».
В самом происшествии, конечно, если оно действительно было, ничего сенсационного нет. Что такого, если в Гори, занятом российскими войсками, представитель грузинской стороны беседует с командующим этими войсками? В подобной ситуации всегда есть о чем поговорить. Тем более такому опытному дипломату, как Аласания. Но совсем другое дело, когда его стали обвинять в причастности к нелегальной торговле оружием.
Именно по подозрению в незаконной торговле оружием несколько месяцев назад во Франции был арестован бывший министр обороны Грузии Давид Кезерашвили. На родине, которую он покинул сразу после поражения правящего «Единого национального движения» на парламентских выборах, его персоной также интересовалось правосудие. Но по иным вопросам: мошенничества, укрывательства от налогов, использования служебного положения. Имя Аласании в Тбилиси всплыло в контексте «французских обвинений» Кезерашвили. В публикации издания «Грузия и мир» он назывался чуть ли не разработчиком и крышевателем схемы, по которой Кезерашвили якобы поставлял оружие в страны третьего мира. В обвинениях, которые звучали в Тбилиси, не обходилось без упоминания Саакашвили и других лидеров Грузии периода 2003–2012 годов. Ситуация приобрела особую остроту, когда о ней заговорили должностные лица страны. И это, по признанию Аласании, переполнило чашу терпения. В эфире телеканала «Рустави-2» он объявил, что готовит иск против конкретных СМИ и лиц во главе с премьер-министром Ираклием Гарибашвили, оклеветавшим его.
«Мне нужно, чтобы премьер принес извинения», – поделился Аласания планами на ближайшее будущее. По его словам, судебные разбирательства будут и по тем историям, которые периодически обсуждаются в Грузии и в которых он выставляется в нелицеприятном свете. «Все это – банальная клевета. В августе 2008 года я действительно находился в Гори. В военной форме и c оружием в руках. С генералом Борисовым я не встречался, а российских военных видел только в бинокль», – уточнил Аласания. Дядя экс-президента утверждает, что есть много свидетелей и доказать свою правоту ему не составит никакого труда.
Что же касается обвинений в контрабанде оружия, то Темур Аласания объясняет их желанием клеветников изощренно унизить его. «Классик литературы Константин Гамсахурдиа говорил, что наиболее тяжелая обида наносится человеку, если его обвиняют в том, что имеет отношение к делу его жизни. Я работал в Комитете ООН по разоружению, чем гордился и горжусь по сей день. А сегодня меня объявили нелегальным торговцем оружием!» – заявил Аласания. По его словам, до сих пор он не обращал внимания на звучавшие обвинения, поскольку они исходили от «несформировавшихся или инфантильных личностей, но не могу молчать, когда их повторяет премьер-министр Грузии».