Валентина Матвиенко напомнит Душанбе о языке межнационального общения. Фото с официального сайта Совета Федерации РФ
Вчера в Душанбе с двухдневным официальным визитом прибыла председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко. Сегодня ее примет президент Таджикистана Эмомали Рахмон. Основными темами переговоров станут проблемы трудовой миграции, а также гуманитарные вопросы. Эксперты не исключают, что в ходе переговоров будет обсуждаться и украинский кризис.
«Российскую Федерацию и Таджикистан связывают давние и прочные союзнические отношения, стабильное сотрудничество в экономике, социальной, гуманитарной, культурной сферах», – цитирует заявление Валентины Матвиенко РИА Новости. Спикер СФ указала на динамику сотрудничества России и Таджикистана в области экономики: «Взаимный товарооборот достиг 1,2 млрд долл., тогда как еще два года назад он был менее 1 млрд. Россия – крупнейший иностранный инвестор в экономику Таджикистана, наша доля в суммарных прямых иностранных инвестициях составляет 50%. Вместе с этим мы видим, что потенциал нашего двустороннего сотрудничества гораздо выше». Однако эксперты считают, что позитив существует только на бумаге. Как сказал «НГ» заместитель председателя Социал-демократической партии Таджикистана Шокир Хакимов, «приоритет российско-таджикских отношений отведен военно-политической составляющей». «Душанбе ожидает большего эффекта от практического сотрудничества. Мы надеемся, что Россия поможет улучшить качество жизни населения, мы надеемся на развитие экономического сотрудничества, нам нужны инвестиции. Все это необходимо хотя бы для того, чтобы наши граждане имели возможность работать не в России, а дома», – сказал «НГ» Шокир Хакимов.
Сегодня в трудовой миграции находится более миллиона таджикских граждан. Объем денежных переводов за прошлый год достиг почти 4 млрд долл. Эта сумма превышает годовой бюджет Таджикистана и составляет половину ВВП республики. Власти, по сути, превратили трудовую миграцию в новый сектор экономики, что де-факто приравнивается к выталкиванию населения из страны.
Завсектором экономики Института стран СНГ Аза Мигранян заявила «НГ», что «новому направлению экономики – трудовой миграции – пока не придан официальный статус». «Ввиду дефицита экономических и природных ресурсов трудовой потенциал остается главным экспортным ресурсом Душанбе. Власти таких стран, как Таджикистан, должны сформировать определенные программы, которые позволили бы регулировать не просто отток населения, но и приток средств, который могли бы получать остающиеся на родине граждане от мигрантов», – сказала экономист. По ее словам, государство должно признать, что выехавшее за пределы республики население дотирует страну, а потому и начать рассматривать миграционный потенциал в качестве инвестиционных возможностей.
В минувшем году Москва и Душанбе ратифицировали соглашение о порядке пребывания граждан Таджикистана на территории России. По словам Валентины Матвиенко, в ближайшее время будет ратифицирован протокол к этому соглашению, в соответствии с которым срок выдаваемого гражданам Таджикистана разрешения на работу увеличится с 1 года до 3 лет. Матвиенко накануне визита в Душанбе отметила ход реализации межправительственного соглашения об организованном наборе граждан Таджикистана для работы в РФ. По ее оценке, «двустороннее взаимодействие в области миграции входит в правовое русло, а законодательные нормы в полной мере отвечают национальным интересам России и международным стандартам».
Однако в связи с ужесточением миграционного законодательства в России, эти «послабления» таджикские граждане не ощущают. Наоборот, за малейшее нарушение их депортируют. В списках «невъездных в РФ», по данным миграционной службы Таджикистана, уже значится более 72 тыс. человек. И количество таковых будет, очевидно, только расти. Как сказал «НГ» Шокир Хакимов, социально-экономическое положение республики при этом начинает стремительно ухудшаться, что может вызвать в Таджикистане внутриполитическую нестабильность. При этом здесь поводов для попыток сменить власть больше, чем в Украине. «Например, коррупция куда заметнее, чем в Украине. Остро стоят проблемы регионализма и местничества, народ раздражен кланово-родовым характером власти, неэффективной экономической политикой. За годы суверенитета не решены вопросы гидроэнергетики, много тягот в социальном плане», – отметил таджикский политик.
Эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов считает, что вопросы, которые беспокоят таджикскую сторону, вряд ли может решить Совет Федерации. «Совет Федерации – конечно, значимый орган, а его спикер Валентина Матвиенко – значительный политик. Но реально ни Совет Федерации, ни его руководитель не занимаются внешней политикой России. Совет Федерации дает согласие, например, на применение вооруженных сил за рубежом. Исходя из этого, возможно, это поездка действительно связана и с тем, что Москве понадобилась какая-то поддержка своей позиции. Но если это и так, то не думаю, что поддержка Таджикистана на международной арене в каком-либо вопросе может играть большое значение. Скорее всего визит Валентины Матвиенко носит рабочий характер и совпал с событиями в Украине», – сказал «НГ» Аждар Куртов.
Куда более реальным представляется прогресс в решении гуманитарных вопросов. Не случайно Валентина Матвиенко, комментируя предстоящий визит, заметила, что в Таджикистане повышается интерес к русскому языку, а поэтому необходимы качественные изменения в области его преподавания в общеобразовательных школах, колледжах и вузах республики. По ее словам, Россия могла бы помочь Таджикистану, передав в дар несколько тысяч комплектов школьных учебников и методических пособий по русскому языку, тем более что образовательные заведения этой страны испытывают дефицит подобных изданий.