Владимир Макей конкретных оценок ситуации в Украине не давал. Фото с официального сайта МИД Республики Беларусь
Официальный Минск выдерживает нейтралитет по отношению к крымским событиям. А местная оппозиция призывает власти выйти из Договора ОДКБ в знак протеста против действий России в Крыму.
Официальный Минск никак не высказывает свою позицию по поводу происходящего в Крыму, как, впрочем, еще совсем недавно он пытался удержать нейтралитет и относительно событий на майдане. Местные наблюдатели пытаются вычислить позицию белорусских властей по отдельным высказываниям чиновников, а также строят свои предположения относительно того, как долго удастся придерживаться нейтральной позиции.
В частности, вчера МИД Белоруссии опубликовал интервью главы этого ведомства Владимира Макея литовскому агентству Baltic News Service, которое он дал на прошлой неделе во время визита в Прибалтику. Никаких конкретных оценок происходящему в соседней стране он не дал, несмотря на настойчивые вопросы журналистов. «Мы заинтересованы в том, чтобы Украина осталась стабильным, территориально целостным, независимым государством, чтобы там не было того, что происходит сегодня. Я назвал это трагедией», – заявил Макей. «Мы не отказываемся от контактов с ними, – сказал он по поводу новой украинской власти. – Наоборот, ряд лиц, которые входят в состав нового правительства, мы знаем и контактировали с ними и раньше. И намерены поддерживать нормальные связи и впредь». «Что касается выстраивания формальных отношений, давайте посмотрим, как ситуация будет развиваться, для того чтобы уже можно было принять окончательное решение», – резюмировал глава внешнеполитического ведомства Белоруссии.
Воздержался Макей и от оценок в адрес ближайшей союзницы – России. «Для того чтобы давать оценку поведения России, Соединенных Штатов Америки и других держав, нужно владеть всей полнотой информации», – ушел он от ответа. Правда, местные эксперты истолковали высказывание министра о сохранении целостности Украины как скрытое осуждение позиции России. «Нет сомнения, что это мягкая критика действия России в Крыму», – считает белорусский политолог Валерий Карбалевич. Он полагает, что действия Москвы вызвали непонимание не только у белорусской власти, но и у руководства других стран СНГ. «Например, у того же Казахстана есть области, где превалируют этнические россияне. Не думаю, что Назарбаев, глядя на Крым, будет этому рад», – рассуждает он.
Такая позиция, правда, никак не отменяет негативного отношения президента Александра Лукашенко к любым выступлениям против действующей власти. Свое мнение по поводу украинских событий он выразил фразой: «Мы в своей стране майдана не допустим». В коротких репликах Лукашенко на тему киевских событий, а также в комментариях прогосударственных экспертов чувствовалось не столько сожаление по поводу жертв, сколько осуждение того, что Янукович и его команда не смогли удержать власть.
Белорусская репрессивная машина в отличие от украинской работает исправно и без сбоев. Так, в понедельник суд Центрального района города Минска отправил в тюрьму на 10 и 12 суток граждан Белоруссии, выразивших свой протест против действий России в Крыму публично, у стен российского посольства в Минске. Со своим народом власть Белоруссии не заигрывает, позиция нейтралитета – часть ее дипломатической политики.
В то же время белорусская оппозиция, и раньше настороженно относившаяся к России, действия Москвы в Крыму «категорически осуждает». Об этом, в частности, говорится в специальном заявлении Объединенной гражданской партии (ОГП). Более того, ОГП призывает власти Белоруссии выйти из ОДКБ, поскольку членство в этой организации «подвергает страну опасности и противоречит Конституции». По мнению лидера ОГП Анатолия Лебедько, будучи в составе ОДКБ, Белоруссия де-факто окажется в состоянии войны с Украиной вместе с Россией. «Белорусов будут мобилизовать для войны с самым нашим близким народом – с украинцами», – предположил политик. «Вероятность начала настоящих боевых действий есть, и немалая», – полагает Анатолий Лебедько.
Молодые христианские демократы предложили протест на бытовом уровне – блокировать российские товары в знак протеста, а при возможности отдавать предпочтения украинским.
Говоря о позиции Белоруссии в конфликте России с Украиной, эксперты вспоминают ситуацию с признанием Южной Осетии. Несмотря на все усилия Кремля, Лукашенко так и не пошел на этот шаг, мотивируя свою позицию нежеланием портить отношения с Западом. Сегодня, по мнению экспертов, ситуация несколько иная. Во-первых, отношения с Западом и так заморожены, во-вторых, Белоруссия стала экономически слабее и ее зависимость от России выросла. «Поэтому в случае если Россия все-таки оторвет Крым, Минск на каком-то этапе может быть прижат к стенке настолько, что будет вынужден скрепя сердце признать бутафорскую независимость или даже аннексию этой территории», – считает белорусский политолог Андрей Федоров. Солидарен с тем, что официальный Минск не будет выступать против России, и экс-глава Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич. «Белорусские структуры целиком подчинены России и Путину, и наш нелегитимный президент сохраняет свой статус только благодаря Путину», – считает он. Эксперты, правда, солидарны в том, что сам Минск официальные заявления инициировать не будет.
Минск