Грузинские контрактники оказались востребованными в международных спецоперациях. Фото с официального сайта Министерства обороны Грузии
Грузия примет участие в операции Евросоюза по поддержке порядка в Центральноафриканской Республике (ЦАР). На первых порах в эту страну будет командировано 150 военнослужащих, которые будут выполнять обязанности в составе одной из бригад воинского контингента ЕС. В Тбилиси решение правительства вызвало неоднозначную реакцию.
Командировка в ЦАР станет четвертой зарубежной миссией грузинских военнослужащих. До Африканского континента они несли службу в Косово, Ираке и Афганистане. Грузия при этом является наиболее активным контрибутором в операции в Афганистане – в этой стране несут службу 1800 человек, что является максимальным показателем среди стран, участвующих в операции, но при этом не состоящих в НАТО.
Как сказал министр обороны Грузии Ираклий Аласания, поддержать Евросоюз в выполнении задач в ЦАР является делом чести и моральной обязанностью. «Это станет первым вкладом Грузии в миссию безопасности и обороны ЕС, а также первой нашей операцией в Африке», – заявил Аласания. По его словам, первоначально речь шла о командировке 600 военнослужащих, но, изучив степень сложности и задачи, которые предстоит решать в ЦАР, общее количество военнослужащих миссии ЕС было решено сократить до 800–1000 человек. Более точно станет известно на следующей неделе, но с «грузинским отрядом» уже все решено – после сокращения общего количества отпала и необходимость в многочисленном грузинском контингенте. Поэтому после некоторых уточнений было решено отправить в ЦАР 150 военнослужащих, и вряд ли это количество изменится.
Первая переброска войск ЕС, по словам командующего операцией французского генерала Филиппа Понтье, состоится уже на днях. А в полной готовности военный контингент под командованием Франции окажется к концу апреля. Предполагается, что миссия продлится до полугода. За это время силам под флагом ЕС предстоит создать зону безопасности в аэропорту столицы ЦАР – Банги – и ближайших районах, чтобы у беженцев появилась возможность вернуться в родные места проживания.
Грузинский эксперт по военным вопросам, главный редактор журнала «Арсенали» Ираклий Аладашвили, комментируя происходящее, отметил, что командировка грузинского подразделения в состав военной миссии ЕС происходит в рамках сотрудничества Тбилиси и Брюсселя. С одной стороны, участие в операции в ЦАР демонстрирует направленность внешнеполитического вектора Грузии на Запад, а с другой – является полезным для грузинских солдат и офицеров в плане приобретения опыта в сотрудничестве с передовыми армиями Европы.
Ираклий Аладашвили, однако, воздержался от оценки ситуации в плане улучшения перспектив вступления Грузии в НАТО. «Конечно, участие наших солдат и офицеров в спецоперации в Центральноафриканской Республике будет учитываться. Но с другой – в Афганистане в составе сил НАТО несут службу 1800 грузинских военнослужащих – больше, чем от какой-либо другой страны, не входящей в состав Альянса, это отмечается, за это руководство страны получает благодарность от НАТО, но даже относительно точная дата вступления Грузии в блок остается неизвестной», – сказал «НГ» Аладашвили.
В вопросе сотрудничества с НАТО в грузинском обществе нет былого единства. Если несколько лет назад за вступление страны в Альянс выступало не меньше 80% населения, то сегодня этот показатель снизился. По некоторым оценкам, он может не достичь даже 50%. Даже в пик популярности идеи вступления в НАТО большинство населения негативно относилось к тому, чтобы грузинские военные служили в горячих точках за пределами страны. На днях, когда президент Георгий Маргвелашвили, выступая в парламенте, призвал правительство одобрить командировку в ЦАР, издание «Грузия и мир» обнародовало статью, где не без сарказма отмечается, что «никто до сих пор так до конца и не сумел понять, ради чего наши солдаты воюют в Афганистане, а теперь выясняется, что грузинский контингент намерен принять участие в военной операции, проводимой в Центральной Африке».
В публикации сообщается, что многие европейские государства отказались посылать своих солдат в ЦАР, где до сих пор не изжит каннибализм. Анализируя доходы грузинских солдат и офицеров (у рядового – 1001 долл., у вице-полковника – 2041 долл.), «Грузия и мир» высказывает уверенность, что зарубежные командировки привлекательны для них только своей материальной стороной, если забыть о проблемах территориальной целостности страны, существующих угрозах, в предотвращении которых без опытной армии не обойтись.