Равшан Джеенбеков намерен повести страну в противоположную от России сторону. Фото Reuters
В Бишкеке прошла презентация Народного оппозиционного движения (НОД). Возглавил его депутат парламента Равшан Джеенбеков – прозападный политик, не скрывающий своих симпатий к США и настороженности к России. Новая партия расширила прозападный сектор киргизской оппозиции, который воспринял события на майдане в Киеве как сигнал для начала борьбы за максимальное отдаление от Москвы и срыв интеграционных процессов с РФ.
Группа прозападно настроенных граждан, не в пример Украине, в Киргизии представляет не более 5–10% населения. Эта часть киргизов придерживается принципов продвижения демократических ценностей, защиты ЛГБТ, необходимости многовекторной внешней политики и активного сотрудничества с ЕС и США. Несмотря на относительную малочисленность, роль этой группы в политической жизни страны растет. Происходит это по нескольким причинам: благодаря активному участию в общественной жизни, тесному и скоординированному взаимодействию, ощутимой подпитке извне, широкой сети НПО и НКО, ставке на молодежь. Способствует этому и пассивность пророссийских организаций.
Для части западников принципиально важным является сокращение присутствия «тоталитарной России» в жизни Киргизии. Именно поэтому одной из главных целей для критики является возможность вступления страны в Таможенный союз (ТС). Противодействие этому процессу в стране устойчиво нарастает и переходит в плоскость политической борьбы.
Курс на ТС провозгласил президент Алмазбек Атамбаев, а сорвать вступление в союз может местная оппозиция. Ныне существующие партии всерьез против Таможенного союза пока не выступали, однако протестный электорат из западников, а также потенциально страдающих от ТС работников местных рынков может собрать новая организация.
В частности, Джеенбеков неоднократно выступал в поддержку пребывания в Киргизии американской базы «Манас» и практически одновременно с этим – против вхождения страны в Таможенный союз. Джеенбеков оказался единственным киргизским политиком, выступившим на киевском майдане в поддержку собравшихся.
В состав НОД вошли также восемь местных политиков, среди которых экс-мэр Оша Мелис Мырзакматов и один из лидеров партии «Ата-Журт» Камчибек Ташиев. Цели НОД уже обозначил – противостояние президенту Атамбаеву и урезание его полномочий, усиление местного самоуправления, «создание демократической страны, где сейчас снова установился авторитарный режим». Как сказал корреспонденту «НГ» Равшан Джеенбеков, «мы выступаем против вхождения Киргизии в Таможенный союз, также мы хотим добиться реального воплощения парламентаризма в стране и начала реальных реформ не на словах, а на деле».
Любопытно, что пока, за исключением политических моментов, новые оппозиционеры не сказали ни слова об альтернативах нынешнему пути экономического развития республики. Из первых выступлений следует, ч то экономика Киргизии должна выправиться самостоятельно, как только в стране установится «истинная демократия». Несмотря на обещание организаторов устраивать лишь мирные акции протеста, иное впечатление о вероятных методах работы НОД возникает при первом прочтении списка участников движения. Большинство названных участников уже занимали те или иные государственные посты, но по разным причинам сейчас оказались вне системы льгот и привилегий. При этом в послужном списке восьми членов новой оппозиции можно найти попытку захвата Белого дома, а также организацию митингов и перекрытие дороги, срыв аукциона по продаже месторождений, нападение на редакцию местного СМИ, выступления против русского языка.
Финансирование оппозиционеры будут получать из нескольких источников, в том числе подпитывать их деятельность смогут далеко не бедные Мелис Мырзакматов и Камчибек Ташиев. Учитывая прозападную направленность движения, не исключено появление внешних источников финансирования.
Пока рано говорить о шансах НОД или какого-либо другого объединения на успех в деле «майданизации страны». Возможности местных оппозиционеров, а также степень готовности работать вместе (чего так не хватает местным политикам) должны проявиться уже этой весной.
С ростом активности Джеенбекова в его семействе может возникнуть конфликт интересов – отец политика Бабырбек Джеенбеков, также ранее протестовавший против власти, свою оппозиционную риторику обменял на пост директора Госагентства антимонопольного регулирования при правительстве Киргизии.
Бишкек