Александр Лукашенко опять обижается на Москву. Фото Reuters
Вчера президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что совместные с Россией интеграционные проекты в сфере промышленности могут быть реализованы только по белорусскому сценарию. Российский бизнес должен вложить большие деньги в развитие белорусских предприятий и наладить продажу его продукции, считает белорусский лидер.
«Придут там, брякнут, что кому-то хотелось бы интеграционного проекта, подешевле или бесплатно взять нефтеперерабатывающие заводы», – пожаловался Александр Лукашенко губернатору Ярославской области Сергею Ястребову, принимая его у себя в Минске. «Хотеть не вредно, но это стоит денег», – отвечает в таких случаях белорусский президент.
Он сокрушался, что российское руководство упрекает его в нежелании реализовывать интеграционные проекты. «Почему мы все время сверху начинаем обсуждать эти проекты? Все должно идти снизу, от предприятий», – декларировал он. «В Беларуси абсолютно нацелены на интеграцию», – заверял Лукашенко. Правда, как следовало из его слов, интеграция эта должна быть такой, как ее понимают в Белоруссии. Реализация любого подобного проекта должна подразумевать, во-первых, модернизацию, а во-вторых, выход с совместной продукцией на новые рынки, рассказал он. «А просто так рассуждать про интеграцию… это похоже на попытку прихватить по дешевке какое-то предприятие в другой стране», – охарактеризовал президент Белоруссии действия ближайшей союзницы, уже не первый год инициирующей совместные интеграционные проекты в сфере промышленности.
Заявление Лукашенко вызвало интерес экономически активного сообщества как в России, так и в Белоруссии, но не удивление. Подобные упреки белорусский президент озвучивает не первый раз, чем тормозит как приватизацию вообще, так и участиие в ней российского капитала в частности. Как правило, после таких заявлений следуют российско-белорусские переговоры на уровне правительства, в ходе которых первый вице-премьер Владимир Семашко, курирующий эти вопросы, пытается убедить российских коллег, что «все будет, и уже очень скоро».
Не далее как в декабре Владимир Семашко, будучи в Москве на переговорах, утверждал, что пять совместных проектов с наиболее длинной историей обсуждения будут реализованы в 2014 году. Тогда, к удивлению белорусских СМИ, пространным пресс-релизом на эту тему разразилась совершенно несловоохотливая в другое время пресс-служба белорусского правительства. По ее информации, ОАО «Интеграл» в самом ближайшем будущем намерено интегрироваться с ОАО «Росэлектроника» (ГК «Ростехнологии»), МЗКТ – стать частью оборонно-промышленного комплекса России, ОАО «Пеленг» начать сотрудничество с ФКА «Роскосмос». Тем временем на «Гродно Азот» будет построен новый азотный комплекс с участием российского инвестора. В первом полугодии Семашко обещал создать автомобильный холдинг на базе МАЗа и КамАЗа. Напомним, что несколькими неделями ранее премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил по поводу этого проекта, что его или нужно реализовать наконец-то, или прекратить о нем говорить. Белорусы, разумеется, пообещали первое.
Повышенную интеграционную активность Минска эксперты тогда объясняли тем, что, во-первых, в одном пакете с приватизационными вопросами находился и вопрос об объемах поставки российской нефти в Белоруссию. Во-вторых, буквально через несколько дней должны были состояться заседания Высшего госсовета Союзного государства и Высшего Евразийского экономического совета. Тогда эксперты не сомневались, что громкие обещания Минска – это всего лишь подготовка переговорной почвы и не более. Нефтяной баланс хоть и не заключен на весь год, а только на первое полугодие, зато объемы поставок в этот период вполне соответствуют ожиданиям белорусов. Видимо, Александр Лукашенко счел это достаточным основанием для того, чтобы напомнить о своем особом видении двустороннего сотрудничества.
Эксперты напоминают, что Лукашенко боится приватизации не только и не столько потому, что она в какой-то мере лишает его рычагов управления или даже давления. Он боится приватизации именно с участием российского капитала, который, вероятно, не простит ему многолетнего «вождения за нос» и предпримет усилия для его замены на более адекватного партнера. Кроме того, в экспертной среде высказывается мнение, что уверенности Лукашенко придает геополитическая заинтересованность России в сотрудничестве с Белоруссией. «Никуда Москва не денется, все равно пойдет на мои условия. В противном случае мы всегда можем выйти из Таможенного союза и отказаться строить Евразийский союз», – излагают они логику белорусского президента.
Правда, белорусская экономика слабеет день ото дня. Рекомендуемые международными и местными экспертами реформы действующая власть проводить вовсе не собирается. Недалек тот час, когда отсутствие очередного российского кредита окажется для нее фатальным.
Минск