Анатолий Лебедько борется за свободу Белоруссии на майдане. Фото со официальной страницы А. Лебедько в Facebook
В минувшие выходные глава оппозиционной Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько приехал в Киев с идеей объединения демократических сил трех стран – Белоруссии, России и Украины против диктаторских режимов в этих государствах. Сегодня он на баррикадах украинской оппозиции.
Фотографии председателя старейшей оппозиционной партии Анатолия Лебедько на киевских баррикадах появились в социальных сетях в субботу. Утром этого дня белорусский политик прибыл в Киев. «Наш интерес – в мирном развитии событий, потому что только Украина на постсоветском пространстве создает альтернативу. Альтернативу тому, что делает Путин, что делает Лукашенко, – говорит политик о причинах своего визита. – Ее не может создать ни энергичная Грузия, ни маленькая Молдова – не тот политический вес. А вот Украина могла бы быть мощной политической альтернативой... Тогда с оптимизмом можно было бы смотреть вперед. Поэтому мы вместе с Украиной». По словам Лебедько, в Киеве он намерен не только выразить солидарность с украинской оппозицией. «С учетом того что в Украине наметился тренд на «беларусизацию» ситуации, это создает определенные условия для формирования антидиктаторского антиавторитарного фронта, в который бы вошли демократические силы Украины, Беларуси и России. Об этом нужно говорить уже сегодня и с украинскими лидерами. Это главная задача поездки», – цитирует своего руководителя сайт партии.
Вину за кровопролитие в Киеве Анатолий Лебедько возлагает на власть, которая приняла законодательные нормы, противоречащие демократическим стандартам. «Не лучшую роль сыграла и Российская Федерация, – говорит он. – Финансово подпитывая Януковича, она придавала ему политическую устойчивость. Она развязывала ему руки, в которые попала дубинка, и он стал ею размахивать направо и налево». Не снимает белорусский политик ответственности и с ЕС, который не имел ясной и понятной стратегии в отношении Украины.
Как сообщалось, ранее киевский майдан, правда, с менее глобальными целями, посетили другие представители белорусской оппозиции. В декабре поддержку протестующим украинцам выразили лидер партии Белорусского Народного Фронта (БНФ) Алексей Янукевич и первый заместитель председателя движения «За свободу» Юрий Губаревич. Примерно в то же время свои стихи со сцены на майдане читал экс-кандидат в президенты Белоруссии Владимир Некляев. Белорусская оппозиция в целом поддерживает евромайдан в Киеве. Когда появилась информация о первых погибших, к памятникам Тарасу Шевченко, имеющимся в Белоруссии, к посольству в Минске граждане стали приносить цветы. Тем более что один из погибших на украинских баррикадах – 26-летний белорус Михаил Жизневский, который был членом организации УНА–УНСО. Кстати, вчера в Киеве в Михайловском Златоверхом соборе состоялось прощание с ним. Тем временем белорусские и украинские общественные активисты собирают деньги для транспортировки тела погибшего белоруса на родину в Гомель.
Интересна позиция белорусских властей в отношении украинских событий. Официальный Минск по-прежнему старается придерживаться нейтралитета, о чем «НГ» писала ранее. Высказывания чиновников чаще всего содержат сожаления по поводу противостояния, повлекшего за собой жертвы. Кошмаром и катастрофой, с которым украинцы должны разбираться сами, назвал происходящее в Киеве и президент Лукашенко. «Это не мое дело, там и без меня разберутся», – попытался он придерживаться нейтралитета. Местные эксперты объясняют это «политической хитростью»: неизвестно, чем закончится конфликт в Украине, а хорошие отношения лучше бы иметь с любой властью соседней страны. К тому же президент Лукашенко уже оказывался в ситуациях, когда побеждали не те, на кого он делал ставку.
В то же время наблюдатели не сомневаются, что любые попытки гражданского общества или оппозиции повлиять на действующую власть, в какой бы стране они не происходили, вызывают неприятие у Лукашенко. Такие случаи заставляют его задуматься о том, что когда-нибудь такое случится и в Белоруссии. Поэтому в официальных высказываниях то и дело проскальзывают оценочные фразы. Например, главный госканал белорусского телевидения называет участников евромайдана не иначе как «радикалами» и «экстремистами», а госэксперты намекают на негативную роль «отдельных западных политиков». Вскользь сказал об этом и Лукашенко. «Я боюсь, чтобы Украина окончательно и публично не стала ареной разборок между Западом и Востоком», – высказался он по поводу причин ситуации в Киеве.
Минск