Александр Лукашенко российские деньги намерен использовать для поддержания белорусского рубля. Фото Reuters
Перед Новым годом белорусы смогли вздохнуть с облегчением – в ближайшее время девальвации не будет. Очередной российский двухмиллиардный кредит поможет Белоруссии избежать очередных экономических бед, по различным оценкам, в ближайшие год-полтора.
Белорусы могут позволить себе расслабиться в праздничные дни и отдохнуть на какое-то время от дежурства у обменных пунктов. Теперь и независимые эксперты соглашаются с государственными аналитиками: в ближайшее время страну не накроет валютный кризис, несмотря на печальное состояние платежного баланса и истощение золотовалютных резервов страны. На ближайшую перспективу обещанных Россией 2 млрд долл. хватит, чтобы удержать валютный курс от обвала. Напомним, что во вторник президент России Владимир Путин распорядился в 2014 году поддержать экономику Белоруссии этой суммой. Как уточнил вчера министр финансов России Антон Силуанов, первые 450 млн долл. будут предоставлены из бюджета под 4% годовых на 10 лет. Оставшаяся сумма, по его словам, будет предоставлена Белоруссии из внебюджетных источников.
В то же время еще несколько дней назад эксперты утверждали, что очередная девальвация – вопрос нескольких месяцев. Дефицит счета текущих операций платежного баланса достиг 4,8 млрд долл. по итогам января–сентября 2013 года, а золотовалютных резервов хватало лишь для того, чтобы закрыть 1,7-месячный объем импорта при минимальной норме три месяца.
Правда, эксперты советуют не обольщаться относительно более отдаленной перспективы. Основания для таких опасений дал президент Александр Лукашенко. «Это для поддержания обменного курса, в том числе, естественно, и экономики нашей страны», – пояснил он направление использования обещанного кредита. «То есть уже существует намерение проесть эти деньги – потратить на текущие нужды», – комментирует ситуацию белорусский экономист, профессор Борис Желиба. По его мнению, нового кредита для таких целей хватит на год, максимум полтора. «Валюту нужно тратить на модернизацию, на капиталовложения, на обновления основных средств наших предприятий, на то, чтобы наша продукция была более конкурентоспособной, и на то, чтобы разошлись сверхнормативные запасы», – считает он. В то же время такие намерения ни в заявлениях высшего руководства, ни в планах на будущий год не просматриваются. Что касается директивной модернизации, которая все же идет в Белоруссии, то о ее неэффективности из-за непроработанности инвестиционных проектов заявляли и высшее руководство страны, и эксперты, и работники предприятий.
Например, как недавно выяснили контролирующие органы, на модернизированном без учета изучения спроса Могилевском ДСК производственные мощности завода крупнопанельного домостроения использовались лишь на 30%, да и то неэффективно. В ОАО «Могилевжелезобетон» с 2009 года практически простаивает новая технологическая линия по производству плит пустотного настила, тоже установленная в результате модернизации.
Экс-глава Нацбанка Белоруссии Станислав Богданкевич считает, что получение новых кредитов не является спасением для белорусской экономики. «НГ» ранее неоднократно приводила его мнение о том, что страна остро нуждается в структурных реформах. Такого же мнения придерживаются и эксперты МВФ, поделившиеся на прошлой неделе своей тревогой по поводу состояния белорусской экономики в отдельном пресс-релизе. С тем, что Белоруссии не стоило увеличивать долги, согласен и еще один белорусский экономист, Леонид Заико. «Эти деньги даются не для белорусской экономики… Это для поддержки вечно падающих штанов и существующей власти», – считает он. Леонид Заико убежден, что очередной кредит только расслабит власть и позволит снова отложить принятие болезненных, но важных решений. «Если бы этот долг не давали… то, может быть, тогда бы мы сели и задумались, что делаем», – рассуждает он.
Поддержание курса белорусского рубля никак не повлияет на качество и востребованность белорусской продукции. Согласно статистике, 75% произведенной промышленной продукции остается на складах. То есть деньги на ее производство уже затрачены, а она не принесла не только прибыли, но даже и возмещения затрат. Объем экспорта уменьшился практически на 20% по сравнению с прошлым годом. В частности, продажи стратегического для Белоруссии ресурса калия по итогам января–октября снизились на 23%. Анализ данных говорит о том, что в денежном выражении Белоруссия потеряла почти 10 млрд долл. из-за падения экспорта. Снижение объемов производства заставляет предприятия сокращать рабочую неделю, а с ней и заработную плату. Очень многие заводы используют новогодние праздники как возможность отправить рабочих в отпуск. Например, как сообщает местная региональная пресса, на 18 дней остановил работу Борисовский завод автотракторного электрооборудования (БАТЭ).
По мнению экономических аналитиков, в том числе МВФ, в первую очередь стране стоило бы отказаться от доведения предприятиям прогнозных показателей роста объемов производства от достигнутого в минувшем году. Ограничение производства теми объемами товаров, которые можно продать, позволило бы сэкономить значительные средства. Кроме того, правительство должно прекратить рассматривать приватизацию только как источник пополнения бюджета, а использовать этот инструмент для повышения эффективности действующих производств. Увеличение доли частных предприятий положительно повлияло бы на эффективность белорусской экономики, существенно сократило бы госрасходы на ее поддержание, полагают эксперты. Однако, как уже неоднократно отмечалось, Александр Лукашенко опасается, что финансовая свобода и независимость станут первым шагом на пути к потере политической управляемости – директору частного завода, который не назначается государством и не зависит от него финансово, незачем стараться обеспечить явку и правильное голосование на выборах.
Минск