Мозырский НПЗ выставляется на продажу. Фото с официального сайта завода
Завтра в Москве стартует череда заседаний постсоветских интеграционных объединений. Сначала – Высшего евразийского экономического совета таможенной «тройки», затем Высшего госсовета союзной «двойки». Накануне Москва и Минск продемонстрировали готовность договориться по основным проблемным вопросам – нефти и промышленной интеграции. А после встречи Александра Лукашенко с Владимиром Путиным 25 декабря в Минске рассчитывают на финансовую помощь союзника.О том, что Белоруссии и России удалось согласовать нефтяной баланс, сначала сообщила пресс-служба правительства РФ. Как следует из сообщения, проблема поставок нефти решена по желаемому для Минска сценарию, но лишь на первое полугодие: «Зампредседателя правительства РФ Аркадий Дворкович и первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко договорились, что объем поставок в первом полугодии 2014 года составит 11,5 миллиона тонн». Напомним, что на весь год белорусская сторона запрашивала 23 млн т, в то время как ближайшая союзница готова была пообещать лишь 21 млн т. О результативности переговоров для Белоруссии говорит не только тот факт, что она гарантированно получит в первом полугодии 50% от запрашиваемого объема, но и сам факт наличия полугодового контракта, ведь в уходящем году они были лишь квартальными, что держало официальный Минск в постоянном нефтяном напряжении.
Если в прежние времена наличие газового и нефтяного контрактов с Россией позволяло Белоруссии смело вступать в новый год, то теперь ситуация осложнена тяжелым экономическим положением страны. К сожалению, наличие нефти для переработки ее не решает, а лишь не усугубляет. Глубокий дефицит платежного баланса наряду с низким уровнем золотовалютных резервов (менее двух месяцев объема импорта) грозит обернуться очередным валютным кризисом. «Потребность во внешнем финансировании очень велика – причем не только в плане объемов, но и с точки зрения срочности», – говорит эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.
Исходя из острой потребности в деньгах, наличие покупателей на белорусскую собственность можно было рассматривать как положительный момент. Как следует из вышеупомянутого сообщения пресс-службы правительства России, речь о реализации совместных интеграционных проектов в сфере промышленности, которые предусматривают продажу собственности, также велась. «Речь шла о проектах с российскими компаниями ОАО «МЗКТ», ОАО «Интеграл», ОАО «Пеленг», ОАО «Гродно Азот», а также ходе реализации проекта ОАО «КамАЗ» и ОАО «МАЗ», – отмечает пресс-служба. Как писала «НГ» ранее, ссылаясь на информацию экспертов энергетического рынка, Россия строго увязывала подписание нефтяного баланса с наличием гарантий по реализации этих проектов. Накануне визита Семашко в Москву правительство Белоруссии официально сообщило, что все эти проекты будут реализованы в первом полугодии, а также заявило о готовности продать акции Мозырского НПЗ. «Я думаю, россияне рассуждали так: если последний срок – середина года, то и баланс по нефти подпишем на этот срок, и посмотрим, как все будет реализовываться», – полагает белорусский экономист Сергей Чалый.
Несмотря на некоторый успех, восторга достигнутые договоренности у Минска не вызывают. Отсутствие официальной информации на этот счет – тому доказательство. Дело в том, что белорусские власти вовсе не хотят расставаться с акциями вышеупомянутых предприятий по ряду причин. В первую очередь боится этого президент Александр Лукашенко, поскольку потеря управляемости основными активами может закончиться для него потерей власти, которую он удерживает почти 20 лет всеми правдами и неправдами. Местные политологи утверждают, что президент прекрасно понимает, насколько он надоел ближайшей союзнице как несговорчивый и необязательный партнер, поэтому угрозу своей власти он видит не в местном обществе, которое держит в ежовых рукавицах, а извне. В том числе и в приходе российского капитала, способного сделать ключевой бизнес сначала финансово, а затем и вообще независимым. Правда, от местных экономистов приходится слышать , что приватизация уже не поможет экономике, так как продажа собственности – это длительный процесс, а деньги нужны сейчас. Удержать страну от кризиса на данном этапе способна только трата валютных резервов, привлечение незапланированных внешних займов или девальвация. Однако резервы и так тают на глазах, кредиты пока никто не дает. Остается девальвация. «Никто не хочет этого, но другого выхода нет. Причем скорее всего это вопрос считаных месяцев», – говорит Сергей Чалый.
Эксперты предполагают, что в ходе ближайшей встречи президентов Лукашенко и Путина, которая, как сообщила пресс-служба Кремля, состоится 25 декабря, речь может пойти и о предоставлении Белоруссии финансовой помощи. «Ситуация в экономике не дает поводов для оптимизма, поэтому Россия скорее всего пойдет на оказание финансовой поддержки Беларуси», – полагает, в частности, аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS, Литва) Денис Мельянцов.
Правда, даже в этом случае речь идет лишь о временном облегчении. «Спасение для нас – это новая экономическая политика и реформы, которые начинались бы с политической модернизации, суть которой – ответственность власти перед избирателями», – уверен экс-глава Нацбанка Белоруссии Станислав Богданкевич. По его словам, вопрос не в сумме, а в структурных изменениях, которых нет.
Минск