Александр Лукашенко передумал продавать госсобственность. Фото PhotoXPress.ru
Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что он категорически против приватизации Минского завода колесных тягачей с участием иностранного инвестора, являющегося потребителем. Тем самым он фактически перечеркнул российско-белорусские договоренности о реализации совместного проекта с участием этого предприятия.
«Я, конечно, категорически против этого», – заявил Лукашенко, награждая авторский коллектив Минского завода колесных тягачей (МЗКТ), который стал лауреатом Госпремии в области науки и технологий. «Продукция, созданная по их разработкам, составляет основу Ракетных войск и Войск ПВО Беларуси и России, экспортируется в 30 государств мира», – подчеркнул он. На фоне констатации таких успехов белорусский президент не смог удержаться, чтобы не возмутиться планами правительства продать это прекрасное предприятие. «Меня удивляет то рвение, с которым сегодня, не знаю, завод или правительство, хотят его продать», – сказал он.
Из пояснений белорусского лидера следовало, что продавать какие-то предприятия следует только в том случае, если государство само не справляется с финансированием инвестиционных программ. По его мнению, те успехи, которые демонстрирует МЗКТ, свидетельствуют о том, что пока государство и само предприятие справляются. Белорусский президент допускает вариант с продажей, однако, по его мнению, непреложное условие – «продавать не потребителям».
Заявление Лукашенко важно в контексте того, что МЗКТ – одно из предприятий, на базе которых давно планируется создать белорусско-российское совместное предприятие, а Россия – основной потребитель его продукции. Для того чтобы этот проект стал возможен, российская сторона даже принимает определенные меры принуждения. В частности, сообщалось, что в российском законодательстве появилась норма о том, что к участию в военных заказах не будут допускаться иностранные предприятия. В этом случае МЗКТ теряет российский рынок. Весной этого года, говоря о значении совместного проекта с участием этого предприятия, первый вице-премьер Владимир Семашко подчеркивал, что главное в нем – удержать рынки сбыта. При этом для обеих сторон абсолютно неважно, какое именно предприятие выступит партнером от России. В ходе обсуждения назывались ОАО «КамАЗ» и ПВО «Алмаз-Антей», корпорация «Московский институт теплотехники», НПО «Сплав», – корпорация «Ростехнологии». Правда, идея с КамАЗом белорусам не нравилась, поскольку предприятия конкуренты и, по их мнению, существует угроза поглощения. Более приемлемым им казался вариант сотрудничества с Нижегородским машиностроительным заводом, основным акционером которого является «Алмаз-Антей».
Есть и другие факторы, которые эксперты называют мерами принуждения Белоруссии к приватизации. В частности, отсутствие согласия между сторонами по нефтяному балансу они связывают именно с торможением приватизационных проектов. «Видимо, Москва не намерена менять существующие условия поставок нефти, прежде всего потому, что не собирается лишать себя если не рычага давления, то инструмента подталкивания союзника в деле выполнения планов по объединению нужных активов», – говорит по этому поводу эксперт энергетического рынка Татьяна Маненок. Уточним, что речь обо всех интеграционных проектах, а не только о МЗКТ. Напомним, что их пять: «Гродно Азот» с «Газпромом» и «ЕвроХимом»; «Пеленг» с Роскосмосом; «Интеграл» с «Росэлектроникой»; МАЗ с КамАЗом.
Президент Лукашенко фактически одной фразой в очередной раз перечеркнул многолетние договоренности и усилия правительства, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране и горячее желание России, выражающееся в определенных действиях, продвинуть наконец-то приватизационные проекты. Едва ли глава государства не обладает информацией о том, что золотовалютные резервы страны тают на глазах (минус 1,6 млрд долл. за год, до 6,4 млрд долл.), существуют проблемы с подписанием нефтяного баланса, а соответственно и поступлением этого стратегического сырья на белорусские НПЗ, а белорусские промышленные гиганты теряют российские рынки.
Эксперты высказывают предположения, что Лукашенко по-прежнему, несмотря на некоторые предостережения экспертов, уверен в силе своей переговорной позиции в отношениях с Россией. Напомним, что предупреждения экспертов были связаны с событиями в Украине. «НГ» приводила мнения некоторых из них, полагавших, что сейчас Россия переключится на интеграционные проекты с Украиной.
Минск