Фото Reuters
Белоруссии Александр Лукашенко признал плачевное состояние отечественной экономики, но отказался признать собственную причастность к этому. Эксперты же считают причиной экономических проблем крах социально-экономической политики действующего президента и уверены, что отставка правительства ситуацию не изменит.
«Хочу попросить всех расслабиться, потому что по разным причинам и в средствах массовой информации, и в нашем обществе накалялась обстановка, и в связи с этим кто-то, наверное, сюда пришел как в последний день на баррикады, кто-то ждет потрясений», – так начал Александр Лукашенко правительственное совещание об итогах и перспективах развития экономики. «Революции не будет», – разочаровал он тех, кто ожидал очередное шоу в прямом эфире. Президент пообещал, что нынешний состав правительства доработает до конца года, а увольнять не справившихся с выполнением доведенных показателей он будет в течение первого квартала. «Причем не революционно, а эволюционно», – сказал он.
В том, что увольнять будет за что, уже никто не сомневается: семь из девяти прогнозных показателей выполнены не будут. В частности, вместо 8,5% ВВП увеличится в лучшем случае на 1%. Экспорт и вовсе вместо роста на 15% снизится на 20%. Внешнеторговое сальдо уже ушло в минус (4 млрд долл. дефицита по торговле товарами). Продукция не продается и скапливается на складах, заводы переводятся на сокращенную рабочую неделю, зарплата сокращается. Выясняется, что директивно прокредитованные инвестиционные проекты были не проработаны с точки зрения маркетинга, и вложенные средства не дают отдачи. «Повсеместное головотяпство, расхлябанность, неумение организовать работу. Не хватает элементарной исполнительности и деловитости», – оценил сам Александр Лукашенко состояние дел в экономике.
Ожидать громких отставок стали после того, как Лукашенко взял в привычку в ходе своих посещений предприятий устраивать чиновникам «публичную порку» с увольнениями и выговорами в прямом эфире. Тогда же стали звучать угрозы завести уголовные дела на некоторых членов правительства за неэффективное использование бюджетных средств. Чуть позже президент попробовал смягчить ситуацию и даже похвалил некрасиво уволенного губернатора Минской области Бориса Батуру. Местные наблюдатели тогда предположили, что Лукашенко, известный своими вспышками агрессии, сам осознал, что перегнул, и задумался над тем, что вскоре не сможет найти специалистов на ключевые государственные посты.
Вторым поводом для ожидания скорой отставки правительства, по мнению экспертов, является потребность Лукашенко «назначить виноватых» в экономическом провале. Аналитики, хорошо изучившие логику действий Лукашенко за почти 20 лет его правления, предположили, что президент никогда не признается в том, что его социально-экономическая политика не оправдалась. «Намереваясь участвовать в очередных президентских выборах в 2015 году, он заявит, что в экономическом провале виноваты нерадивые исполнители», – говорят они.
Судя по заявлениям белорусского президента, ему очень не хочется быть настолько просчитываемым руководителем. Как следствие – заявление о том, что отставки правительства не будет. Однако, как полагают эксперты, иных вариантов оправдаться за провалы в экономике у Лукашенко все равно нет, а значит, судьба нынешнего кабинета министров предрешена.
Манипулирование общественным мнением пока позволяет Лукашенко удерживать рейтинг на приемлемом уровне. Как уже отмечала «НГ», ссылаясь на данные Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ), его поддерживает более 40% населения. Между тем уже почти не осталось экспертов, считающих, что Белоруссии нельзя ставить амбициозных задач по росту экономики, поскольку для этого нет резервов. Стране нужно ограничить директивное кредитование экономики и рост заработной платы, как рекомендовали МФВ, Антикризисный фонд ЕврАзЭС и независимые экономисты. Прислушаться к ним пытались и молодые экономисты из правительства, однако переубедить президента не удалось. Лукашенко устроил очередной разнос, упрекнул правительство Мясниковича–Румаса в излишнем увлечении рыночными идеями и отправил главного рыночника правительства Сергея Румаса управлять декоративным Банком развития, созданным в свое время для выполнения требований МВФ об освобождении коммерческих банков от кредитования госпрограмм. К слову, он так и остался бутафорским, а госпрограммы финансируются, как и раньше. «Большая часть населения будет туда (в магазин. – «НГ») приходить, как в музей, чтобы посмотреть на рыночную экономику Мясниковича–Румаса», – раскритиковал Лукашенко предложение правительства об ужесточении денежно-кредитной политики и объявил год модернизации, предполагающий снижение ставки рефинансирования и накачивание экономики кредитами для программ техперевооружений.
Правда, с середины этого года правительство все же ослушалось президента и заморозило ставку рефинансирования, свернуло кредитование. Это позволило избежать резкой девальвации, но уже не спасло от плавной. Никаких тенденций и предпосылок для улучшения ситуации эксперты не видят: социально-экономическая модель Лукашенко, отрицающая рынок и частную собственность, исчерпала свои ресурсы. Основные кредиторы МВФ и Россия готовности подставить финансовое плечо не демонстрируют, а спасительные либеральные реформы грозят обернуться потерей управляемости и власти. В обществе нарастают напряжение и тревожные ожидания.
Минск