Фото Reuters
Белорусская делегация, которую возглавляет министр иностранных дел Владимир Макей, намерена говорить сегодня в Вильнюсе о необходимости реформы «Европейского партнерства». А накануне в литовской столице представители белорусской оппозиции предложили ЕС создать международный трибунал по ситуации в их стране.Основная интрига вокруг белорусского участия в работе саммита исчезла после того, как было объявлено, что представлять страну в Вильнюсе будет Владимир Макей. Брюссель не был готов к тому, чтобы о желании приехать на саммит объявил президент Александр Лукашенко. А заявление Украины о неготовности подписывать соглашение с ЕС и вовсе задвинуло белорусскую тематику на задворки. Тем не менее и официальный Минск, и белорусская оппозиция намерены попытаться донести свое мнение по актуальным для них вопросам до еврочиновников.
Тем более что Украина сформировала прекрасный фон для белорусских инициатив. Напомним, что Белоруссия всегда подчеркивает важность экономического аспекта в любой интеграционной инициативе, в том числе в «Восточном партнерстве». В частности, по предложению белорусской стороны саммиты «Восточного партнерства» сопровождаются бизнес-форумами. Второй такой форум открылся вчера. На нем Белоруссию представлял министр экономики Николай Снопков. Выступление Владимира Макея запланировано на сегодня. Как сообщила накануне пресс-служба белорусского МИДа, Макей «представит позицию и подходы Беларуси в отношении «Восточного партнерства» и развития этой инициативы». Эксперты предполагают, что речь пойдет о реформе европейской инициативы в направлении усиления экономического аспекта и как можно более далекого ухода от внутренней политики страны, а особенно от всего, что касается прав человека.
Внутри своей страны представители белорусской власти застрахованы от встреч с оппозицией, сами себе они позволили не реагировать на заявления и вопросы оппонентов. Однако саммит «Восточного партнерства» – демократичная платформа, в рамках которой имеют возможность высказываться представители не только власти, но и гражданского общества. Раздражать официальных соотечественников белорусская оппозиция начала еще до открытия саммита. Накануне, в четверг, они приняли участие в слушаниях по Белоруссии, которые состоялись в литовском Сейме. Оппозиционные политики призывали не слушать белорусские власти и не скатываться до прагматичных отношений со странами – участницами «Восточного партнерства», оставляя за скобками факт наличия политзаключенных. Недавно покинувший их ряды Павел Северинец предложил использовать для давления на официальный Минск чемпионат мира по хоккею, в ходе которого власти намерены убедить в мир в своей цивилизованности и демократичности. Власти должны выпустить политзаключенных до чемпионата, убежден он. О том, как непросто живется оппонентам власти в заключении, рассказали их родственники, присутствовавшие на слушаниях. А лидер партии «Справедливый мир» Сергей Калякин предложил инициировать создание международного трибунала по ситуации в Белоруссии, поскольку все жители страны – политзаключенные.
Депутаты литовского Сейма с мнением белорусской оппозиции согласились. В то же время печальный опыт Украины, отказ Армении и Азербайджана от намерения подписывать соглашение с ЕС, да и белорусская ситуация, которая не меняется, дают основания экспертам соглашаться в какой-то мере и с мнением официального Минска, утверждающего, что в нынешнем виде «Восточное партнерство» не работает так, как надо. «Это свидетельствует о том, что принцип, который эффективно работал в отношении стран Центральной Европы и Балтии, не работает в отношении Белоруссии, Украины, Армении, Азербайджана», – говорит белорусский политолог Валерий Карбалевич. Эксперт видит несколько причин происходящего. Во-первых, как это ни банально звучит, из-за нежелания ЕС вкладывать в интреграционный процесс серьезные средства. «Привлекательность европейского строя и уровня благосостояния могут в перспективе оказаться для постсоветских стран менее интересными, чем нынешние вполне конкретные российские субсидии», – говорит Валерий Карбалевич. Во-вторых, демократическое общество, предполагающее ответственность и мобильность, оказалось чуждым постсоветской ментальности. Еще более чуждо оно местным правящим элитам, которые не хотят соблюдать демократическую атрибутику вроде защиты прав человека и терпимости к оппозиции. «Определенная корректировка проекту «Восточное партнерство» все же нужна», – резюмирует Карбалевич. Готов ли Брюссель к этому, возможно, покажет нынешний саммит.
Минск