Министр экономики Темир Сариев заявил, что «дорожная карта» для Киргизии не была согласована с Бишкеком. Фото с сайта правительства Киргизии
Министр экономики Киргизии Темир Сариев подверг критике «дорожную карту», по которой республика должна двигаться в Таможенный союз. Он заявил журналистам в Бишкеке, что Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) приняла проект «дорожной карты» без согласования с республикой.«Дорожная карта» разработана, рассчитана на 2014 год, и, по словам министра по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии Тимура Сулейменова, ее утверждение должно было сделать процесс вступления среднеазиатской «колыбели демократии и парламентаризма» в Таможенный союз предсказуемым. Однако что-то пошло не так. Министр экономики Киргизии Темир Сариев фактически дезавуировал данный документ. Выступая перед киргизскими СМИ, он заявил, что Евразийская экономическая комиссия приняла проект «дорожной карты» по присоединению Киргизии к Таможенному союзу без согласования с республикой. «Тот вариант (проекта. – «НГ») не был одобрен киргизской стороной. Поэтому переговоры по проекту «дорожной карты» продолжатся», – сказал киргизский министр.
Сариев не объяснил, как несогласованный документ мог быть подписан членами ЕЭК. Не исключен вариант, что документ подписан по всем правилам, а заявление о несогласии с «дорожной картой» министр сделал исключительно для внутреннего потребления.
Позиция ряда местных политиков и общественных деятелей относительно ключевых проблем, в том числе ТС, регулярно меняется. К примеру, директор Института экономики и финансов Айылчы Сарыбаев в ноябре выступил против ТС: «Чтобы Киргизия не стала зависимой в политическом отношении, она не должна становиться зависимой и в экономическом... Рассказы о поразительно хорошей жизни для мигрантов после вхождения в ТС – пусто-
брехство. Сейчас в России усилился расизм, фашизм». Однако еще в марте Сарыбаев убеждал журналистов: «С экономической точки зрения для нас союз очень выгоден. Торговый рынок Киргизии маленький. Вступив в ТС, мы сможем помочь развитию реального сектора экономики республики».
Готовность регулярно менять позицию – свойство восточного торга, который сейчас ведет Киргизия. Переговоры могут продлиться еще долго. Закончатся они, либо когда одну из сторон ощутимо прижмет, либо если переговорщики со стороны Таможенного союза все же пойдут навстречу киргизской делегации.
Среди требований, которые выдвигает киргизская сторона к будущим союзникам: выделять деньги для работы Фонда поддержки Киргизии – 200 млн долл. ежегодно на протяжении пяти–семи лет, «пока уровень нашей экономики не подтянется до уровня ведущих стран». Бишкек настаивает на оплате ТС модернизации киргизской пограничной и таможенной инфраструктуры (оценочная стоимость 200–250 млн долл.). Еще одно условие: помочь создать трудоемкие производства на территории Киргизии.
В последнее время главным спикером по теме ТС в Киргизии стал министр экономики Темир Сариев. В ноябре он сетовал на то, что переговорщики от Таможенного союза отказываются беспроцентно выделять запрошенные деньги для Фонда поддержки Киргизии: «Говорится о том, чтобы мы заимствовали средства у антикризисного фонда Евразийского банка. Однако они выдают коммерческие кредиты, а нам нужны безвозвратные, мы же для них открываем рынок».
Судя по всему, именно тема безвозвратности кредитов на сумму не менее 1,2 млрд долл. стала одним из основных камней преткновения на пути страны в ТС. Вторым ощутимым препятствием является ситуация с контрабандой.
На данный момент в Киргизии действует масштабная, отлаженная контрабандная система. Через дырявую границу при непосредственном участии киргизских таможенных органов в направлении Казахстана и России ежедневно перевозятся сотни тонн контрабандного китайского ширпотреба. Зарабатывают на этой системе десятки, если не сотни тысяч человек, в том числе челноки, таможенники, водители грузовиков, владельцы рынков, чиновники. Если данная система продолжит действовать в стране после ее вступления в ТС, Киргизия станет дырой в заборе Таможенного союза, а сам союз потеряет смысл. Именно поэтому уничтожение киргизской контрабандной системы становится главным условием для принятия Киргизии в ряды Таможенного союза.
Бишкек