С МАЗом белорусы связывают немалые надежды. Фото Reuters
Официальный Минск обещает определиться с судьбой совместного проекта «МАЗ–КамАЗ» в декабре. Однако эксперты сомневаются, что в результате этой определенности будет создано совместное предприятие.Премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович в ответ на упреки российского коллеги Дмитрия Медведева пообещал, что стороны определятся с судьбой обсуждаемого многие годы проекта создания холдинга на базе белорусского МАЗа и российского КамАЗа. «Мы полагаем, и с Дмитрием Анатольевичем у нас есть понимание, что в декабре этого года будет приниматься решение по системе управления», – сказал он журналистам по итогам заседания Совета глав правительств СНГ в Санкт-Петербурге. Напомним, что в рамках того же мероприятия Дмитрий Медведев упрекнул союзников в несговорчивости по вопросу создания автомобильного холдинга и предложил вообще закрыть эту тему, если не просматривается вариант ее решения.
В целом белорусская сторона согласна с тем, что торможение проекта пока вредит обоим производителям грузовиков. «Перетягивание каната, споры, которые длятся второй год, имеют определенные негативные последствия – мы отдаем рынок товаропроизводителям из третьих стран», – признался Мясникович. Правда, белорусский премьер несколько слукавил. Потери в большей мере несет МАЗ. Согласно данным за девять месяцев, его доля на российском рынке снизилась до 9,3% с 12,8% в прошлом году. Надо заметить, что снижается и общая емкость рынка (более чем на 30%), утверждают эксперты, и продажи зарубежных компаний (их доля уменьшилась на 10 процентных пунктов – до 39,6%).
Белорусы к тому же не так давно заключили контракт на 1000 автомобилей с Государственной продовольственно-зерновой корпорацией Украины, чем в какой-то мере попытались компенсировать потери на российском направлении. В то же время эксперты прогнозируют, что в перспективе конкуренция на этом рынке будет только обостряться. В том числе между МАЗом и КамАЗом, если они не объединят усилия, что было бы логично.
Проблема в том, что применительно к Белоруссии привычная логика не работает. На принятие решений накладывает отпечаток стремление президента Александра Лукашенко к максимальной концентрации власти в его руках, а также недоверие к ближайшему союзнику. Страх отпустить компании из-под государственного управления тормозит приватизацию в принципе, а опасения быть обманутым Россией – совместные с ней проекты. Причем последнее обстоятельство Лукашенко даже не скрывает. Окончательно затормозился проект МАЗа и КамАЗа после его заявлений. Сначала об экономической нецелесообразности. «Ответьте мне на вопрос – что получит от приватизации МАЗ или КамАЗ? Ответа нет», – рассказывал он губернатору Ленинградской области России Александру Дрозденко. Затем он сказал об опасениях рейдерского захвата с целью исключения конкурента. «А не получится ли так, что вы предприятие это заберете за бесценок (денег же нет) и со временем на МАЗе будут производить только диски для автомобилей? Не может быть такое? Может. Вот вам и ответ на ваш вопрос», – поставил Лукашенко точку в вопросе объединения предприятий, общаясь с журналистами. После истории с Белорусской калийной компанией эти страхи и опасения только обострились, о чем Лукашенко также говорил.
Однако от привычной политики что-то обещать он не отошел. Белорусский президент тогда предложил поиграть в приватизацию. «Давайте года на три создадим управляющую компанию, передадим ей то, что вы и мы хотим, акции, дадим ей право принимать решения, но без обмена собственностью. Как будто мы обменялись собственностью, приватизировали», – сказал глава белорусского государства. Есть основания полагать, что Мясникович, говоря о решениях, которые будут приняты в декабре, имел в виду именно такое развитие событий, а вовсе не приватизацию.
Эксперты по-прежнему говорят о крепости политических позиций Лукашенко в диалоге с Россией в связи с перспективой создания Евразийского союза. Что касается экономических проблем, для решения которых нужны деньги, то, судя по всему, пока власти Белоруссии рассчитывают решить их в интеграционном поле, а именно – отменой перечисления нефтяных пошлин в российский бюджет. Во всяком случае, на это рассчитывает Александр Лукашенко, несмотря на недавние заявления на уровне правительств, что в 2014 году изменений не будет.
Справедливости ради напомним, что не так давно правительство снова объявило о необходимости приватизации. Госкомимущество вывесило список предлагаемого к продаже, о чем «НГ» писала ранее. Однако это были решения на уровне правительства. Как правило, дойдя до президента, они погибают.
Минск