Ашхабад, по убеждению руководства страны, – город счастливых людей. Фото Александра Дерябина
В Туркменистане 15 декабря состоятся выборы в Меджлис (парламент) пятого созыва. ЦИК начал регистрацию кандидатов в депутаты. Впервые в истории страны парламент станет двухпартийным. Борьбу за мандаты ведут Демократическая партия Туркменистана (ДПТ) и Партия промышленников и предпринимателей Туркменистана (ПППТ). Как считают эксперты, режим Бердымухамедова становится более привлекательным в политическом и имиджевом плане в первую очередь для Запада. Однако жесткой политической борьбы в ходе избирательной кампании ожидать не стоит.Сегодня парламент Туркменистана однопалатный. И до недавнего времени в стране была только одна политическая партия – ДПТ, во главе которой стоял президент. При этом Конституция Туркменистана, принятая в 1992 году, предусматривала возможность создания альтернативных партий. Однако при жизни первого президента Сапармурата Ниязова любое инакомыслие в стране жестко пресекалось. Представители всех оппозиционных партий вынуждены были эмигрировать. Объединиться за рубежом им пока не удалось.
Пришедший к власти в 2007 году президент Гурбангулы Бердымухамедов провозгласил эпоху возрождения. Он предложил оппозиционерам вернуться на родину и включиться в политическую жизнь. Не получив ответа, в прошлом году глава государства распорядился создать новую политическую партию. «Появление в нашей стране оппозиционной партии станет важным событием в общественно-политической жизни страны», – объявил он. По его словам, многопартийность позволит Туркменистану «развиваться и совершенствоваться на принципах истинной демократии». Такой оппозиционной силой стала созданная на базе Союза промышленников и предпринимателей одноименная партия – Партия промышленников и предпринимателей Туркменистана, которую возглавил главный специалист Союза промышленников и предпринимателей Туркмении Оразмаммед Мамедов.
Для того чтобы уравнять силы двух политических организаций, Бердымухамедов покинул пост председателя Демпартии. Он так и объяснил населению: в условиях многопартийности членство президента в одной из партий обеспечит ее преимущество перед другими, а этого не должно быть. Тем не менее при свободном волеизъявлении народа эксперты оценивают шансы ПППТ на проход в парламент как незначительные. Новую партию в регионах страны практически не знают. Но не это главное. Обе партии поддерживают нынешний правительственный курс и альтернативных путей развития не предлагают. А раз так, то голосовать электорат будет за ту из них, которая более знакома.
Другая особенность туркменских выборов состоит в том, что они проходят не по партийным спискам, а по одномандатным округам. Как сообщает Государственная информационная служба Туркменистана, на одно место в парламенте выдвигаются по несколько кандидатов, что отвечает принципам альтернативности выборов.
Заведующий отделом Центральной Азии Института стран СНГ Андрей Грозин в интервью радио «Голос России» сказал, что уже заранее можно спрогнозировать, каким будет расклад в парламенте после 15 декабря: «Как минимум 95% мест останется за правящей партией, а несколько голосов, до восьми, может быть, получит новая – Партия промышленников и предпринимателей Туркменистана». По его мнению, сценарий, который сейчас прочитывается, написан заранее.
Эксперт Московского центра Карнеги, профессор Алексей Малашенко также считает, что «по старинке победит Демпартия». Несколько мест в парламенте достанутся и Партии промышленников и предпринимателей. «Это будет легальная парламентская оппозиция, которая будет выступать с робкой критикой, но не Гурбангулы Бердымухамедова, а лишь некоторых мероприятий правительства. Все будут довольны, и никто уже не скажет, что Туркменистан это не современная страна», – сказал «НГ» Малашенко. По его мнению, ничего необычного на нынешних выборах в Туркменистане не произойдет. «Можно было бы говорить о соблюдении демократического принципа, когда в выборах участвуют хотя бы две партии, но когда речь идет о Туркменистане, надо помнить, что в этой стране – режим личной власти», – считает Малашенко. Создаваемая в Туркменистане многопартийность не имеет ничего общего с западной системой, при которой политические партии аккумулируют интересы населения, выдвигают своих лидеров на руководящие посты. В случае с Туркменистаном, по мнению Малашенко, проведение двухпартийных выборов – это реверанс в сторону Запада.
Андрей Грозин считает, что от выстраивающейся двухпартийности выигрывают все: Бердымухамедов – потому что осовременивает свой режим, делая его более привлекательным в имиджевом плане для Запада, а страна в целом – потому что даже показушные шаги по демократизации той политической системы, которая досталась Бердымухамедову от Ниязова, для нее так или иначе позитивны.