На смену Бидзине Иванишвили (в центре), покидающего власть, пришли преданные ему люди: Ираклий Гарибашвили (слева) на должности премьер-министра и Георгий Маргвелашвили (справа) – президента Грузии. Фото Reuters
Грузия получила не только нового президента, но и новую Конституцию, и правительство, состав и главу которого – а это бывший глава МВД Ираклий Гарибашвили – утвердит парламент. Согласно Основному закону, изменения произошли в момент принесения клятвы служения народу президентом Георгием Маргвелашвили. Инаугурация ознаменовала переход Грузии к смешанной форме правления – полупрезидентской и полупарламентской модели государственного управления.Изменения в Конституцию, перераспределяющие полномочия от президента к премьер-министру, были внесены в 2010 году парламентом Грузии предыдущего, пятого созыва. Составляющее его большинство из пропрезидентского «Единого национального движения» (ЕНД), объясняя необходимость принятия конституционных поправок, ссылалось на рекомендации западных институтов и стран-партнеров для продолжения демократизации Грузии. Однако в обществе и в оппозиции небезосновательно заподозрили, что рекомендации рекомендациями, а на самом деле «националы» соорудили схему под продление правления президента Михаила Саакашвили.
Согласно Конституции, Саакашвили, у которого приближался к завершению второй президентский срок, в третий раз баллотироваться на этот пост не мог. Но ничто не мешало ему продолжить правление Грузией в должности премьер-министра. Несмотря на протесты оппозиции, поправки «националы» утвердили без труда. Оставалось только выиграть парламентские выборы 1 октября 2012 года, представить и утвердить новое правительство, провести через год президентские выборы, получить нового, но главное – «своего» президента, провести необходимые перестановки в правительстве и передать бразды правления страной кабинету министров во главе с Саакашвили. Схема не сработала. Парламентские выборы выиграла оппозиционная коалиция «Грузинская мечта» (ГМ), основанная «пришедшим в политику ради спасения Грузии» миллиардером Бидзиной Иванишвили. И придуманная комбинация по сохранению власти Саакашвили стала работать на его соперников.
Таким образом, согласно новой Конституции, президент будет пользоваться существенно урезанными полномочиями, которые ограничиваются принятыми в 2010 году конституционными нормами. За счет ослабления института первого лица государства усиливаются парламент и правительство стран. Президент Грузии остается главой государства, гарантом Конституции и главнокомандующим вооруженными силами страны, представляет страну в отношениях с другими государствами и назначает выборы. Однако он уже не определяет внутреннюю и внешнюю политику, не имеет права ни законодательной инициативы, ни приостановки изданных правительством нормативных актов. Президент не имеет права назначать и смещать министров, однако может миловать заключенных, награждать, присуждать звания и гражданство, подписывать и публиковать законы, выступать с ежегодной речью перед парламентом.
В это же время без согласия премьер-министра президент не сможет объявлять, отменять или продлевать режим чрезвычайного положения, не сможет назначать выборы, не сможет заключать определенного типа соглашения. Подпись главы правительства ему также понадобится для конституционных соглашений с Грузинской Православной Церковью (ГПЦ) и в особых случаях для обращения к парламенту для ратификации или, наоборот, денонсирования международных договоров. Президент обязан согласовывать с премьером вопросы о назначении и отставке глав генерального штаба и других военных структур, послов, а также регулировочных комиссий и главы правительства Аджарской автономной республики до их представления в парламент. Президенту запрещено занимать партийные должности, отменять решения исполнительной власти, созывать внеочередные сессии или заседания парламента, требовать внеочередного рассмотрения в парламенте законодательной инициативы или законопроекта.
Наиболее сильной фигурой во власти в новой Конституции стал премьер-министр, получивший все полномочия по принятию кадровых решений, в том числе в силовых ведомствах. Он имеет право назначить референдум, решать вопросы внешней и внутренней политики и все финансовые до представления их на утверждение парламента.
Политолог Рамаз Сакварелидзе, работавший советником у Эдуарда Шеварднадзе и в начале правления у Михаила Саакашвили предполагает, что в скором времени могут состояться досрочные выборы в парламент, о которых периодически говорит парламентское большинство из ГМ, а также внепарламентская оппозиция. Их цели прозрачны: не дожидаясь очередных выборов, которые, по Конституции, должны состояться в 2016 году, альянс хочет обладать в парламенте конституционным большинством голосов, а политики, оставшиеся за бортом по итогам выборов 1 октября 2012 года, желают попытать счастья еще раз как можно быстрее.
«Объективно говоря, провести досрочные выборы в парламент было бы целесообразно», – считает Сакварелидзе. Дело в том, что последние выборы были персонифицированы – часть общества, голосуя за ГМ, по сути, голосовала за Бидзину Иванишвили, а другая, отмечая в бюллетенях ЕНД, отдавала голос за Михаила Саакашвили.
«Теперь этих двух политических лидеров уже нет. Саакашвили ушел из власти по закону, а Иванишвили – по собственному желанию», – говорит Сакварелидзе. По его мнению, в этих новых реалиях было бы справедливо провести досрочные выборы, чтобы население имело возможность голосовать не в жестко поляризованной напряженной обстановке, как в октябре 2012 года, выбирая между ГМ и ЕНД, понимая, что у других сил шансов на успех нет. Если будет достигнуто решение о досрочных выборах, то, возможно, Грузия, имеющая сейчас по большому счету двухпартийный парламент, несмотря на то, что ГМ является коалицией нескольких политических организаций, получит реально многопартийный высший законодательный орган.