Армянские депутаты удовлетворены де-факто независимостью Карабаха. Фото с официального сайта Национального собрания Армении
Большинство депутатов Национального собрания (парламента) Армении не поддержало законопроект об официальном признании Нагорно-Карабахской республики (НКР). За предложение оппозиционной фракции «Наследие», не один год выступающей за признание суверенитета НКР, выступили лишь 10 депутатов из 131. Не дожидаясь решения парламента, президент Армении Серж Саргсян выехал в Нагорный Карабах и с коллегой Бако Саакяном ознакомился с условиями воинской службы в ряде частей самопровозглашенной республики.То, что депутаты парламента Армении воздержатся от признания независимости Нагорного Карабаха, было ясно и до того, как законопроект в очередной раз был вынесен на их рассмотрение. Объявление НКР суверенным государством означает начало новой войны с Азербайджаном. Позиция же Армении заключается в том, что она не считает возможности переговорного процесса исчерпанными. Инициирование обсуждения вопроса о признании суверенитета Карабаха, похоже, стоит считать маневром перед встречей президентов Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна, которая может состояться до конца ноября – решение парламента призвано продемонстрировать намерение армянской стороны решить вопрос мирно.
Выступивший в парламенте замминистра иностранных дел Шаварш Кочарян подчеркнул, что признание де-юре суверенитета Карабаха на данном этапе нецелесообразно. «Но де-факто Армения давно признала НКР. Между нами заключено около 100 договоров, и они работают на паритетной основе», – сказал замминистра. Он подчеркнул, что Минский процесс урегулирования конфликта подразумевает выработку единого подхода Армении и Азербайджана к его решению, после чего к составлению мирного договора подключится и НКР. «В признании Нагорного Карабаха Армения не должна быть одинокой, как Турция в вопросе Северного Кипра», – подчеркнул Кочарян.
Свои маневры провела и азербайджанская сторона. Президент Ильхам Алиев совершил двухдневный визит в Турцию, чтобы сверить часы со стратегическим союзником. Встречи руководителей Азербайджана и Турции – явление обыденное. Но тут интерес был подогрет тем, что на берегах Босфора активизировались силы, требующие от Анкары действовать в армянском вопросе без абсолютного учета интересов Баку в ущерб своим национальным и нормализовать отношения с Ереваном: отказаться от блокады Армении, восстановить дипломатические отношения, открыть границы, железнодорожное сообщение и т.д. Совершенно неожиданно в унисон этим экспертным кругам и представителям общественности раздалось заявление главы МИДа Ахмеда Давутоглу, в котором он заговорил о желании возобновить прерванный диалог с Ереваном. Впрочем, уже в ходе визита Алиева риторика официальной Анкары вернулась в обычное состояние: послаблений в отношении Армении не будет до возвращения Карабаха под юрисдикцию Баку.
Одновременно влиятельная турецкая газета Zaman предложила схему действий для вывода из тупика отношений Баку–Ереван–Анкара. Согласно публикации, власти Турции обратились к Швейцарии – будущему председателю ОБСЕ, стране, посредничавшей в турецко-армянских переговорах, с тем, чтобы она убедила Армению вернуть Азербайджану хотя бы пять из семи районов, составляющих вокруг НКР так называемый пояс безопасности. В случае согласия Еревана, а публикация содержит прозрачный намек на готовность армянской стороны следовать этому плану, Азербайджан не будет возражать против деблокирования Турцией границы с Арменией.
Схема, обнародованная в Zaman, конечно, не взята с потолка. Вокруг пяти районов, окружающих Нагорный Карабах, переговоры проходили неоднократно. Армянская сторона готова их уступить, но если азербайджанская откажется от притязаний на Нагорный Карабах, а также на два района – Карвачарский (Кельбаджарский) и Лачинский, которые, наряду с упоминавшимися пятью районами, составляют буферную зону. Лачинский район соединяет Карабах с Арменией, а Карвачарский – водный донор непризнанной республики, и уступка любого из этих двух районов до заключения полноценного армяно-азербайджанского мирного договора чревата неприятными последствиями для НКР. Что же до утверждения Zaman о якобы готовности Еревана отказаться от пяти других менее значимых со стратегических позиций районов за открытие границы с Турцией, то он не может не понимать, что, покидая пять районов «пояса безопасности», уступает их безвозвратно и тем самым понижает уровень безопасности Карабаха. Тогда как деблокация границы Турцией может оказаться временной: нет гарантий того, что со временем не появится новый предлог и она не будет вновь закрыта.
Глава комиссии по внешним отношениям парламента Армении Артак Закарян называет заявление Ахмеда Давутоглу и информационную поддержку в Zaman попыткой спасти лицо перед международным сообществом. «Турция пытается представить миру разъяснение, почему она приостановила процесс нормализации отношений с Арменией… Мы не давали повода Азербайджану и Турции увязать урегулирование нагорно-карабахского конфликта с процессом нормализации армяно-турецких отношений. Турция не может быть нейтральной в карабахской проблеме, особенно на фоне озвученных проазербайджанских заявлений и стратегического партнерства с Баку», – подчеркнул Закарян.
У Азербайджана между тем свои вопросы. Депутат Милли Меджлиса (парламента) Азербайджана, политолог Расим Мусабеков считает возможность подключения Швейцарии к процессу урегулирования карабахского конфликта логически обоснованной, но решающего значения это иметь не будет. Что же касается публикации в турецкой газете, то Мусабеков полагает, что возвращение пяти районов станет серьезным продвижением в урегулировании конфликта, но не решением. «А если будет заявлено, что эти районы возвращаются в обмен на отказ от Нагорного Карабаха и еще двух районов?» – сказал Мусабеков, подчеркнув неприемлемость подобного сценария.
В самой непризнанной республике озвучивается «своя особенная позиция» – без мнения Степанакерта ни один серьезный вопрос решен не будет.