Георгий Маргвелашвили заявил о готовности улучшить отношения с Россией. Фото РИА Новости
Правительство Грузии начало обсуждение вопроса о поездке официальной делегации страны на Олимпийские игры в Сочи. Один из вариантов предполагает визит избранного президента Георгия Маргвелашвили. Другой – поездку делегации, составленной из чиновников не столь высокого ранга. Третий – Грузия ограничится участием спортсменов в Играх.О личной готовности посетить Сочи во время Олимпийских игр Георгий Маргвелашвили заявил в недавнем интервью программе «Воскресное время» Первого канала России. Эта возможность рассматривается и могла бы стать хорошим началом снижения политической напряженности между Грузией и РФ, сказал избранный грузинский президент.
Его заявление вызвало неоднозначную реакцию в Грузии, где еще не стихли голоса, призывающие к бойкоту Игр. К слову, активистам неформального движения «Нет Олимпиаде!» удалось собрать около 30 тыс. подписей противников участия грузинских спортсменов в Олимпиаде. Власти в происходящем обвинили своих предшественников из «Единого национального движения» (ЕНД), организовавших эту провокацию.
Но на деле, однако, не все так просто. Вопрос бойкота Олимпийских игр вышел на такой уровень, что затронул даже зарубежных дипломатов, работающих в Тбилиси. И у них оказались разные мнения.
Посол Германии в Грузии Ортвин Хениг в интервью газете «Квирис палитра» («Палитра недели») заявил, что если был бы грузином, то от поездки в Сочи скорее всего воздержался бы. «Но я не грузин и могу обдумывать ситуацию неэмоционально. История помнит примеры бойкотов, но нет примеров позитивного результата, который бы они приносили. Вопрос надо решать спокойно, на трезвую голову, понаблюдав за реакцией мирового сообщества», – сказал Хениг.
Посол США Ричард Норланд ситуацию расценивает примерно так, как Георгий Маргвелашвили, – Олимпиада является подходящим поводом для улучшения отношений с РФ. По его мнению, окончательное решение может быть принято ближе к старту состязаний, а намерения Грузии снизить напряженность, повысить уровень собственной безопасности путем улучшения отношений с Москвой понятны, как и желание «предпринять конструктивные шаги».
Двукратный бронзовый призер чемпионатов Европы Элене Гедеванишвили – самая известная представительница Грузии в зимних видах спорта. Фото Reuters |
Неожиданно к их голосам присоединился оппозиционный политик Каха Кукава, последовательно выступающий за необходимость оздоровления отношений с Москвой. «Избранный президент любит делать экстравагантные заявления. Не думаю, что он сам должен решать, ехать на Олимпиаду в Сочи или нет. Я надеюсь, что правительство Грузии не примет это решение», – заявил Кукава на пресс-конференции в понедельник, тем самым напомнив о том, что после инаугурации Маргвелашвили 17 ноября активируются поправки в Конституцию, урезающие полномочия президента в пользу парламента и кабмина.
Но, похоже, правительство еще не определилось, как быть. В понедельник кабинет министров впервые предметно рассмотрел вопрос о поездке официальной делегации в Сочи. Как заявила министр иностранных дел Майя Панджикидзе, решение пока не принято. «После инаугурации президента мы станем регулярно проводить консультации… посвященные направлениям внешней политики. И в этом контексте будут определены все визиты новоизбранного президента, в том числе в Сочи», – сказала глава МИД Грузии.
Напомним, что схожая неопределенность в министерских рядах наблюдалась и по вопросу о поездке грузинских спортсменов на Олимпиаду. Растерянность усугубилась после того, как в марафоне олимпийского огня принял участие российский летчик Иван Нечаев, участвовавший в войне в Южной Осетии в августе 2008 года. Только госминистр по реинтеграции Паата Закареишвили и прославленный футболист Каха Каладзе (ныне министр энергетики, одновременно – вице-премьер) четко высказались против бойкота Олимпиады.
Но сегодня и Закареишвили занял сдержанную позицию: «Вопрос о поездке президента или правительственной делегации в другом составе будет решен незадолго до открытия Олимпийских игр». По его мнению, состояние российско-грузинских отношений не позволяет делать кратко- или среднесрочные прогнозы. «Наше решение по поводу визита в Сочи напрямую связано с положением межгосударственных отношений», – сказал Закареишвили. Сказанное, очевидно, следует понимать так: если между Москвой и Тбилиси не будет новых обострений, грузинская делегация посетит торжественную церемонию открытия зимних Олимпийских игр. Об этом, кстати, говорил премьер-министр Бидзина Иванишвили, когда только пришел во власть.
А Каха Каладзе после заседания кабинета министров предпочел рассуждать о спортивной стороне дела, пожелав грузинским олимпийцам завоевать в Сочи побольше медалей. Известно, что Грузию на Олимпиаде будут представлять в лучшем случае 6 спортсменов. Подняться на пьедестал им, кажется, будет сложнее, чем политикам наладить отношения между Москвой и Тбилиси.