Белорусских крестьян ожидает сложный период. Фото Reuters
Аграрную отрасль Белоруссии ожидают массовые проверки. Соответствующее распоряжение отдал президент Александр Лукашенко. В соответствии с белорусской практикой проверки могут превратиться в чистки и закончиться новыми уголовными делами.
«Эффективность хозяйствования в аграрном секторе будет подвергнута детальному изучению по аналогии со строительной отраслью», – пообещал Александр Лукашенко. «Закончит работать комиссия по строительству, которую возглавляет глава администрации президента, мы перейдем к сельскому хозяйству. И притом возьмемся сильнейшим образом», – предупредил он. Не углубляясь в детали, президент заявил, что недоволен экономической и финансовой эффективностью в сельском хозяйстве. Причем, как следовало из его слов, к руководству отрасли претензий нет.
«Министр сельского хозяйства и продовольствия – это консультант, контролер, самый передовой специалист сельского хозяйства, который может подсказать и порекомендовать. Вице-премьер, курирующий село, – это человек, который обеспечивает экспорт», – обозначил он сферы правительственной ответственности. Давление будет усилено на местную власть и сами сельхозпредприятия, пояснил президент. Председатели райисполкомов, руководители администраций в городах «должны быть моторами», сказал он, а руководство сельхозпредприятий жить по средствам и не рассчитывать больше на бюджетную поддержку. «Будем поддерживать, выделять финансовые средства из бюджета, льготировать ставку по кредитам, но только по конкретным проектам, которые дадут отдачу», – рассказал Лукашенко о направлении господдержки в ближайшей перспективе.
Как следовало из слов Лукашенко, сокращать помощь селу нужно по причине того, что туда уже очень много вложено – «более 50 миллиардов долларов за две с половиной пятилетки». Теперь государство хочет получать дивиденды от этих инвестиций. «Думайте о том, как сделать так, чтобы была отдача», – озадачил он отрасль.
Аналогия со строительной отраслью, которую провел Лукашенко, навела местную аграрную общественность на мысль о том, что ждать стоит чисток и уголовных дел. Как сообщалось, наведение порядка в строительной отрасли проявилось именно этим. В частности, за злоупотребления был задержан директор строительного предприятия, принадлежащего Министерству архитектуры и строительства, – ОАО «МонолитГрад», выявлено множество долгостроев, обманутых дольщиков, нечестно выданных льготных кредитов и т.п., то есть всех тех фактов, которые присутствовали всегда, но замалчивались.
Эксперты аграрной сферы утверждают, что сельское хозяйство может оказаться еще более благодатной сферой для контролирующих органов. Как свидетельствует статистика, оно остается убыточным и неэффективным, даже несмотря на огромные вложения. Долги сельхозпредприятий растут из года в год как снежный ком. В первом полугодии этого года они превысили 4 млрд. долл. В основном это долги банкам по кредитам, взятым на строительство новых ферм и комплексов, а также за технику, взятую в лизинг. Как говорят сами белорусские аграрии, «господдержка проходит через нас транзитом и оседает в банках и на промышленных предприятиях». Финансирование идет в отрасль по огромному количеству программ разного направления, зачастую без учета интересов самих хозяйств. Последние едва способны выплатить людям мизерную зарплату, но обязаны взять в лизинг дорогостоящую технику. Даже государственные эксперты понимают, что вернуть эти долги сельхозорганизации не смогут никогда, и периодически предлагают принять решение об их отсрочке или реструктуризации. Однако такое решение не одобряет президент, чтобы не плодить иждивенческие настроения.
В то же время, по мнению экспертов аграрного сектора, такие настроения и так там присутствуют. Аграрный сектор в отличие от других приватизация не тронула вообще. В стране сохранился знакомый всем с советских времен колхозный строй со всеми его достоинствами и недостатками. Руководители сельхозпредприятий работают под гнетом не всегда адекватных указаний сверху, господдержка распределяется в рамках программ вне зависимости от финансового состояния и, попадая в неэффективные хозяйства, которых, по оценкам экспертов, около 70%, уходит в песок. Например, около 20% предприятий имеют урожайность зерновых ниже 15 ц/га при среднереспубликанской около 35. В последние годы в отрасли наблюдаются массовый отток кадров из хозяйств и недобор (около 50%) в вузах, готовящих кадры для АПК.
Как подчеркивают специалисты, АПК Белоруссии действительно увеличивает и производство, и объемы экспорта, но это все достается ему очень дорого. Поэтому Александр Лукашенко прав в своих претензиях. Однако пути повышения эффективности, которые считает возможными власть, нереальны, по мнению экспертов. Как и другие отрасли, АПК нуждается в реформе, неотъемлемой частью которой должен стать переход к частной собственности и изменение механизма распределения господдержки. Что касается первого, то государственным экспертам даже запрещено выступать с такими предложениями. Относительно второго идут дискуссии. Далекие от сельского хозяйства эксперты предлагают и вовсе лишить отрасль господдержки. Знакомые с мировым и европейским опытом аналитики утверждают, что нужно переходить к распределению господдержки по принципам ВТО, к которым, в частности, переходит и российский АПК. Главным в этом для Белоруссии мог бы стать уход от централизованного распределения средств через районные власти и снятие чиновничьего гнета, который пока вынуждает аграриев идти на уловки и приписки. Однако, судя по высказываниям президента Лукашенко, ожидать реформ не приходится, и «перетряхивание» отрасли закончится несколькими громкими делами о приписках.
Минск