16.10.2013 00:01:00
КАРТ-БЛАНШ. Украина: невеселые картинки евроассоциации
Об авторе: Сергей Юрьевич Казеннов – руководитель группы геополитики отдела стратегических исследований ИМЭМО РАН; Владимир Николаевич Кумачев – вице-президент Института национальной безопасности и стратегических исследований.
Итак, картинка первая. Допустим, «наконец-то свершилось». В Незалежной – всеобщая эйфория, эффект падения Берлинской стены. Братание евроинтеллектуалов. По случаю ассоциации Украина наводнена гуманитаркой – и у части населения еще есть на что ее покупать. Ну и пусть это крест на стратегическом партнерстве с Россией, перспективах украинской высокотехнологичной сферы (дело не в газе!), даже культуры – есть еще сталь и химия.
А что там дальше? В Украине убыстряется свертывание собственного производства. Путь местных товаров затруднен не только на Восток, но и на Запад, в другие регионы: кризис, пацаны, кризис. Не вовремя вы ассоциировались. Соглашение с ЕС бьет прежде всего по востоку и югу – основе экономики Украины. Обнищание населения, безработица, рост эмиграции. На отхожих промыслах – более 10 млн. жителей Украины, население страны сокращается до 35 млн. человек (при номинальных почти 50). Экономический кризис, помноженный в Европе на социально-политический и цивилизационный, обостряет отношение к «чужакам», «ньюкамерам», которых «нужно кормить». Реальная помощь Украине так, по сути, и не начиналась: привилегия «думать о братьях» всегда возлагалась на Россию. Притеснения, унижения украинских гастарбайтеров в Европе – «польские шахтеры» во Франции больше не нужны.
Следующая картинка. Убедив себя в надежном блокировании восточного вектора для Киева, Запад наконец-то проясняет свой подлинный интерес к Украине. Уже под контролем элиты, армия, спецслужбы, инфраструктура, логистика – что еще нужно от Украины? Ах да, сдвижка на Восток фронтиры Запада, пужалка для России, анти-СНГ, передовой рубеж НАТО. Украина наконец понимает, почему называется «Украина». Без партнерства с Россией она – вне главного маршрута Восток–Запад. И она больше не мост между Европой и Россией – его США стараются если не взорвать (а вдруг пригодится?), то надежно заминировать – зачем Европе прирастать Россией? Брюссель не готов в отличие от Вашингтона слишком напрягать отношения с Москвой из-за Киева – при холодных зимах в Европе, бурлящем Ближнем Востоке. Ну а Восточный экспресс никогда не поплывет по территории Украины из Европы на Средний Восток – этот маршрут пролегает южнее.
Оказывается, нельзя играть с геополитикой и в геополитику. Кто-то смаковал, как очередная «Оборона Севастополя» окончательно поссорит Украину с Россией. И проглядел решимость Турции не упустить момент для атаки, и Крым для нее – только плацдарм. Никакой прямой агрессии, только ползучая экспансия. Европа, чувствуя перед Анкарой вину за непринятие в ЕС, умывает руки. Варшава, как главный сосед – куратор Украины по ее адаптации в Европе, усиливает политико-культурное давление на Киев, незатейливо напоминает о прошлых прегрешениях перед Польшей. Все делается последовательно и целеустремленно – в рамках стратегии «Польша – от можа до можа». В отсутствие России Украина лишена тыла и реальной глубины поддержки. И на карте мира будущего Украина если вообще там присутствует, то в качестве заднего двора Европы, периферии Большого Ближнего Востока.
И новое видение из будущего. Многогорбый кризис вместе с ассоциацией разрушает экономическую, социокультурную, политическую ткань Украины, ее целостность. Ускоренно подталкиваемая под Европу (не в Европу!), Украина с недоделанной идентичностью, межрегиональными противоречиями теряет почву для государственности, превращается в несостоявшееся государство. Крым уплывает к Турции, Галичина – к Австро-Венгрии (пардон, к Центральной Европе), Востоку ничего не остается, как обратить взор в сторону России. Полное падение авторитета центральной власти. Теперь уже «геть» не москалей, а чванливых и безмозглых евроинтеграторов, не только в Киеве и на востоке. Рост популярности в регионах «думы о России». Благодаря Европе Украина заканчивается, по сути, не начавшись.
Боксу – боксово, а кесарю – кесарево. Местные элиты вытесняются с первых ролей, их капиталы, как «криминально нажитые», конфискуются или ставятся под контроль на Западе, их собственность и инвестиционные ресурсы в Украине в процессе «модернизации и повышения эффективности» переходят под управление «друзей с Запада». Синдром Лазаренко витает надо всеми украинскими элитами. Рост недовольства в их рядах. Национальные силы в замешательстве и панике. Национальной идее с известным украинским колоритом нет места в единой Европе, которая стремится к унификации и всеобщей толерантности. «Пацаны, нас кинули!» Происходит формирование альтернативных элитных групп, заинтересованных в российском тыле, в тесном, особом взаимодействии с Москвой. В Украине «вдруг» вспоминают, что четверть населяющих постсоветские земли имеют украинские корни, у многих в России близкие родственники, а в российской армии, РПЦ МП, властных структурах выходцы из Украины – не на последних ролях. Новый Богдан и новая Рада, при осознанном одобрении народа, провозглашают стратегическую унию с Россией на общем, от Курил до Дуная, североевразийском пространстве.
Если верить хроновизору, именно так, вполне вероятно, завершится очередной раунд Большой игры, в котором, как теперь всем уже ясно, Украину пытаются использовать в качестве подставы, разменной монеты. Говорят, геополитика – не наука. Согласимся: это больше чем наука, это – интуиция, предчувствие.
Комментарии для элемента не найдены.