Начался процесс вывода из Афганистана американских войск и невоенных грузов. Часть техники переправляется в Европу через Азербайджан. Первый караван, на паромах прибывший из казахстанского порта Актау, был замечен в Баку несколько дней назад. Отсюда техника на тягачах и по железной дороге доставляется в грузинский порт Поти.
Комментируя это событие, посол США в Азербайджане Ричард Морнингстар заявил журналистам, что в вопросе транзита войск и невоенных грузов азербайджанскому маршруту отводится ведущая роль. «Азербайджан является одним из главных перевалочных пунктов. Мы ожидаем, что транзит грузов займет несколько лет»,– сказал посол. При этом он опроверг муссируемые слухи о том, что часть выводимых из Афганистана американских войск останется в Азербайджане. «Эти сообщения абсолютно не соответствуют действительности. Военного присутствия США в Азербайджане в какой-либо форме не будет. Такого плана нет», – сказал Морнингстар в интервью радиостанции «Голос Америки».
О согласии Баку выделить транзитный коридор для вывода части грузов коалиционных сил НАТО из Aфганистана стало известно еще в прошлом году. Тогда, как писала «НГ», заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов подтвердил, что Баку обеспечивал транзит грузов НАТО в Афганистан на всем протяжении международной операции. Более того, замминистра уточнил, что Азербайджан будет продолжать оказывать помощь Афганистану и после завершения операции ЭSAF. Следует заметить, что Баку в ходе переговоров с военным командование НАТО предложил вывоз грузов из Афганистана по железной дороге Баку-Тбилиси-Карс (БТК), которая будет сдана в эксплуатацию в начале 2014 г. Лоббируют этот маршрут также Грузия и Турция.
Глава МИД Грузии Майя Панджикидзе, принявшая участие в прошлом году в работе заседания министров иностранных дел НАТО и стран-партнеров ISAF в Брюсселе, заявила, что «интерес к этому участку железной дороги очень высок».
«Это совместный проект трех стран, который может быть интересен НАТО,» – заявила Панджикидзе. Стремление Баку, Тбилиси и Анкары добиться согласия руководства коалиционных сил НАТО прибегнуть к услугам БТК вполне объяснима – реализация этого проекта сулит многомиллионные дивиденды. Именно по этой причине заместители министров иностранных дел Азербайджана, Грузии и Турции в прошлом году на самом высоком уровне в Вашингтоне презентовали технические и процедурные детали использования Баку-Тбилиси-Карс в целях вывода войск НАТО из Афганистана.
Между тем, согласно подсчетам, на протяжении предстоящих двух лет американцам понадобится отправлять из Афганистана ежемесячно порядка 2 тысяч 200 контейнеров и транспортных средств (ТС). По предварительным данным, около 500 контейнеров и ТС будут переправлены по территории Центральной Азии. Из них 400 единиц планируется транспортировать по железной дороге через Узбекистан, Казахстан и Россию, а оставшиеся 100 — грузовым автотранспортом по территории Таджикистана, Киргизии, Казахстана и Кавказа.