Премьер-министру Михаилу Мясниковичу предстоит воевать и с инвесторами. Фото с официального сайта правительства Республики Беларусь
Международный центр по урегулированию инвестиционных споров решает – возбудить ли дело против Белоруссии за несоблюдение прав инвесторов. Последние тем временем массово покидают страну, не выдержав волокиты чиновников и высокого уровня коррупции.Информация о том, что некий инвестор намерен судиться с Белоруссией, пришла из Вашингтона. О наличии такого иска сообщил Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (ICSID). Истец – украинский бизнесмен, владелец компании в Швейцарии – обвиняет Белоруссию в нарушении международных обязательств по защите иностранных инвестиций и требует 175 млн. долл. компенсации. Речь идет о том, что белорусское государство экспроприировало его инвестиции, вложенные в фабрику бесшовных труб. В настоящее время ICSID проверяет заявку.
Проанализировав формальные требования ICSID, местные наблюдатели пришли к выводу, что белорусским властям может повезти и до суда дело не дойдет. Например, необходимо, чтобы в международных договорах между странами-спорщиками было зафиксировано, что они хотят видеть именно ICSID как место рассмотрения споров. Применительно к Белоруссии, Украине и Швейцарии, где украинец зарегистрировал свою компанию, такого в документах не значится, утверждают эксперты. Будучи знакомыми с обстоятельствами дела, многие из них утверждают, что даже в случае формального соответствия его заявки требованиям организации шансы выиграть дело у украинского предпринимателя не так уж велики.
Дело в том, что гражданин Украины Геннадий Михайленко имеет длинную историю взаимоотношений с белорусским государством. Более того, в 2006 году суд Железнодорожного района города Гомеля приговорил его к шести годам лишения свободы с конфискацией имущества и отбыванием наказания в исправительной колонии усиленного режима. В вину ему вменялось «завладение имуществом путем обмана и злоупотребления доверием (мошенничество), повторно, в особо крупном размере». Кроме того – «причинение имущественного ущерба посредством извлечения имущественных выгод в результате обмана, злоупотребления доверием, без признаков хищения». Речь шла о манипуляциях с кредитными ресурсами. Как тогда поясняли белорусские правоохранители, в раскрытии дела им помогали не только швейцарские, итальянские, австрийские и кипрские коллеги, но и Интерпол. Сам же инвестор утверждал, что на него оказывалось давление, а дело было политически мотивировано. Правда, на местном политическом поле его имя никогда не всплывало.
Тем не менее белорусская экономически активная общественность, зная местные реалии, не может быть уверенной ни в виновности, ни в невиновности инвестора. Белорусское законодательство таково, что зачастую противоречит не только международному праву, но и здравому смыслу. «Не стоит бояться тюрьмы, там теперь столько приличных людей», – горько шутят в белорусской бизнес-среде. Еще свежа в памяти нашумевшая история предпринимательницы Евгении Бочурной, которая прошла через более чем 100 судебных заседаний, обвинения неоднократно переквалифицировались. Было и злоупотребление, и мошенничество, а отсидела она свои три с половиной года за «причинение имущественного ущерба без признаков хищения». Осталось непонятным, кому причинен ущерб, если предприятие было ее личным.
Однако главное, говорят в местной бизнес-среде, это прецедент. Белоруссия еще никогда не была ответчиком в инвестиционном споре. Шум вокруг иска швейцарского инвестора с украинскими корнями добьет хлипкий инвестиционный климат страны.
Не успели забыть потенциальные инвесторы и историю с национализацией кондитерской отрасли. Не так давно отшумела общественность и по поводу указа, давшего Комитету государственного контроля право приостанавливать деятельность любого предприятия без суда. Что бы ни говорили власти страны, но калийный конфликт не прибавил ей привлекательности в глазах мирового бизнеса. История знает мало таких примеров, когда руководителя крупной компании, приехавшего на переговоры, посадили в тюрьму.
Ранее «НГ» писала об исходе инвесторов из Белоруссии. Например, минские городские власти не скрывают того, что массово расторгают инвестиционные договора. За последние полтора года таких случаев более 20. Столичные чиновники гордятся этим как победой над необязательными иностранными инвесторами, совершенно не вникая в то, что те просто не смогли работать в белорусской столице из-за запутанного и неоднозначного законодательства и высокой коррумпированности.
В начале этого года на 14 лет за коррупцию был осужден заместитель минского мэра Игорь Васильев. Показательно, что арестован он был именно во время «работы» с инвесторами – в момент получения 250 тыс. долл. у представителей чешского инвестора «за благоприятное решение вопроса, связанного с заключением инвестиционного договора на строительство под Минском мусороперерабатывающего завода».
Результат такой работы с инвестором – снижение объема прямых вложений из-за рубежа. При плане 4,5 млрд. долл. за первое полугодие привлечено полтора. Да и то, как свидетельствуют данные Нацбанка, это реинвестированная прибыль компаний, что уже здесь работают.
Минск