«Беларуськалий» стал той самой ложкой дегтя, которая все испортила. Фото Reuters
Вчера президент Белоруссии Александр Лукашенко вместе с коллегами по ОДКБ принял участие в сессии Совета коллективной безопасности этой организации. Его встреча с президентом России Владимиром Путиным, от которой ждали сенсационных заявлений по калийному конфликту, разочаровала обывателей мирным характером.Белорусская общественность с интересом ждала поездки Лукашенко в Сочи на это мероприятие, и вовсе не из-за важности повестки дня, хотя «развитие силовой составляющей с учетом ситуации в мире» – вопрос достаточно важный. Интриги саммиту придало ожидание встречи президентов России и Белоруссии в свете конфликта между белорусским государством и российской компанией «Уралкалий», который почти месяц балансирует на грани межгосударственного.
Как утверждают эксперты, от перехода в этот статус его удерживают геополитические интересы России и экономические проблемы Белоруссии.
Накануне сообщалось, что, хотя официальных двусторонних переговоров Путина и Лукашенко и не запланировано, главы государств пообщаются на полях саммита. Заявления, сделанные президентом Белоруссии в конце минувшей недели, местные наблюдатели расценивали именно как информационную подготовку к встрече с Владимиром Путиным. Как сообщалось, Лукашенко заявил о готовности выдать главу «Уралкалия» Владислава Баумгертнера, находящегося в Минске, в следственном изоляторе КГБ, российским правоохранительным органам. Кроме того, он предостерегал от интерпретации конфликта как межгосударственного, уверял в незыблемости интеграционных связей и неспособности «отдельных жуликов и проходимцев вбить клин между двумя президентами и народами».
Многие белорусские эксперты ожидали, что Баумгертнер вот-вот окажется на свободе. Надежду на это выражал помощник президента России Юрий Ушаков. По сведениям из кулуаров, Белоруссия добивалась от России гарантии привлечения Баумгертнера к ответственности в случае его выдачи правоохранительным органам этой страны. Именно этим объясняли задержку с его отправкой в РФ. Тем не менее в понедельник белорусский адвокат директора «Уралкалия» Дмитрий Горячко не смог порадовать общественность новостью такого рода. Более того, в середине дня он признался, что не может найти своего подзащитного. Как следствие – возникло предположение о том, что он уже в России и встречу президентов стран-союзниц ничто не омрачит.
В любом случае, отмечают эксперты, ни той, ни другой стороне в настоящее время не нужна полномасштабная война. России – по геополитическим соображениям, Белоруссии – по экономическим. Белорусский политолог Алесь Логвинец говорит о том, что в условиях «нежелательного для российского руководства европейского тренда Украины Кремлю сложно было бы вести экономическую войну на два западных фронта».
Что касается Белоруссии, то экономика страны переживает не самые лучшие времена: промпроизводство в столице, например, упало на 20%, снижаются объемы экспорта, иностранной валюты в страну поступает все меньше, и местная денежная единица поступательно обесценивается. Средств катастрофически не хватает, и ссориться с главным кредитором в этой ситуации нет никакого смысла. «Худой мир лучше доброй ссоры», – характеризуют обыватели в Белоруссии нынешнее состояние белорусско-российских отношений.
Минск