Белорусы могут столкнуться с часто меняющимся курсом рубля. Фото Reuters
«При сохранении более высокого спроса на валюту над предложением продолжится и ослабление белорусского рубля – преднамеренно сдерживать курс Нацбанк не будет», – заявила вчера в ходе онлайн-конференции глава Национального банка Белоруссии Надежда Ермакова. Она уточнила, что свою задачу на данном этапе Нацбанк видит в том, чтобы лишь ограничивать резкие курсовые колебания на валютном рынке. Курсообразование будет зависеть от развития макроэкономической ситуации в стране, пояснила она, затруднившись назвать конкретное значение курса белорусского рубля к доллару на конец года.
Ермакова призналась, что в настоящее время спрос на иностранную валюту превышает ее предложение, отсюда и ослабление национальной валюты. В свою очередь, недостаток предложения она объяснила ситуацией, складывающейся во внешней торговле, и изменением поведения населения. По словам главы Нацбанка, белорусский рубль продолжит дешеветь и дальше, если ситуация не улучшится. «Мы не должны допустить разовой девальвации – это будет пагубно для экономики. Она в свое время не дала того результата, который мы хотели бы получить. Наверное, она в принципе редко дает ожидаемый результат. Поэтому текущая плавная девальвация, которая предусмотрена исходя из среднего курса рубля, который должен работать в экономике, это тоже девальвация», – рассказала председатель правления Нацбанка.
Сам Нацбанк, судя по заявлениям Ермаковой, сколько-нибудь заметного улучшения макроэкономической ситуации не ожидает. Во всяком случае ей пришлось признаться, что запланированный уровень ставки рефинансирования в 13–15% достигнуть не удастся. Напомним, что сегодня этот показатель составляет 23,5%. Как писала «НГ» ранее, первую половину года Нацбанк, вопреки рекомендациям международных и независимых экспертов, снижал ставку рефинансирования, чтобы дать возможность предприятиям и населению кредитоваться и тем самым оживить экономику. Однако уже в начале лета население, раздосадованное снижением доходности рублевых депозитов, стало забирать свои рубли из банков и переводить их в доллары. Чтобы остановить уверенное движение к очередной девальвации, Нацбанк вынужден был зафиксировать ставку рефинансирования на уровне 23,5% и вернуться к политике повышения ставок по вкладам.
Правда, пока население не поверило в серьезность намерений Нацбанка удержать национальную валюту от падения. «Наблюдавшееся в августе улучшение ситуации было недостаточно устойчивым, и уже в начале сентября переток рублевых вкладов в валютные депозиты возобновился», – призналась Ермакова.
Тем временем ни одна проблема, влияющая на макроэкономическую ситуацию в стране, и в первую очередь на результаты внешней торговли, не решилась. Крупнейший поставщик валюты в страну «Беларуськалий» работает по сокращенному графику, а лихорадочные поиски покупателей его продукции пока не принесли никаких результатов. Не находит сбыта и промышленная продукция. По данным Минэкономики, складские запасы промпредприятий с января выросли в 1,6 раза. Около 75% произведенной в целом продукции не продается. Не спасает ситуацию и аграрный сектор. На продовольственный экспорт повлияла африканская чума свиней – все соседние страны закрыли свои рынки для белорусских свиней и свинины.
В результате перипетий внешнеторговое сальдо отрицательное и составило 1,5 млрд. долл., что приближается к 5% ВВП. Правда, до уровня 2010 года, который предшествовал девальвации, еще далеко. Тогда дефицит внешнеторгового сальдо дошел до 15% ВВП. Вчерашний день негативные тенденции по обесцениванию белорусского рубля не остановил. Биржевые торги закончились очередным его ослаблением: на 10 руб. по отношению к доллару, и на 20 – к евро.
Кстати, Ермакова призналась, что Минск все еще надеется на новую программу МВФ и попытается предложить фонду такую программу реформ, которая будет согласовываться с основными целями и приоритетами экономической политики нашего государства. Пока же в Минске ждут шестой транш кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС.
На момент подписания номера в печать стало известно о том, что Белоруссия запросила у Китая кредит в 500 млн. долл. и 5 млрд. юаней. Ермакова уточнила, что валюту, которую планировалось потратить на инвестиционные проекты, Нацбанк в случае получения кредита направит на пополнение золотовалютных резервов, а юани нужны, чтобы рассчитываться по тем кредитам, которые были взяты у Китая раньше на реализацию инвестиционных проектов.
Минск