Алексей Миллер не намерен до 2015 года платить Украине за транзит газа. Фото Reuters
На следующей неделе немецкая компания RWE начнет закачивать газ в украинские хранилища. Принадлежащие иностранному владельцу запасы будут накапливаться впервые с 2005 года, когда «Газпром» после череды скандалов отказался от хранения своего газа в Украине. С тех пор хранилищами пользовались дочерние структуры украинского «Нафтогаза», хотя запасы создавались в основном для бесперебойного транзита российского газа в Европу в зимний период. Именно поэтому «Газпром» ранее фактически кредитовал закупку газа для хранилищ, перечисляя в Киев авансовые платежи за транзит.В июне руководитель «Газпрома» Алексей Миллер сообщил, что его компания не намерена ни закачивать газ в украинские хранилища, ни перечислять платежи для накопления запасов: «Мы выдали последний аванс в 1 миллиард долларов. Этого хватит до 1 января 2015 года, и больше мы авансировать транзит не будем».
Но проблемы наметились раньше. Киев заявил о намерении накопить к наступающему отопительному сезону не более 14 млрд. куб. м газа. А российские специалисты заявили, что минимум, позволяющий без проблем обеспечить зимний транзит, составляет 19 млрд. куб. м. Эксперты в Киеве заговорили о возможности нового газового кризиса, подобного ситуации 2009 года, когда поставки газа в Европу осуществлялись с перебоями.
В конце августа на переговорах в Москве побывал глава Минэнерго Эдуард Ставицкий. Осведомленный источник сказал «НГ», что стороны договорились о компромиссе: «Один из российских банков – он будет объявлен на днях – согласился выдать «Нафтогазу» кредит в 1,5 миллиарда долларов на льготных условиях, чтобы в оставшиеся месяцы быстро закачать недостающий объем газа».
В среду на брифинге в Киеве Ставицкий сообщил, что в хранилищах уже накоплено более 14 млрд. куб. м. Он отметил, что к 1 ноября запасы могут составить 18 млрд. куб. м. Эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук пояснил «НГ», что технологический процесс не позволяет быстро создать запасы, даже если для этого есть финансовые возможности: началась осень – увеличиваются объемы транзитных поставок, а значит, снижается количество свободного газа, который можно направить в хранилища.
Объявление министра о подписанном соглашении с немецкой компанией RWE, по мнению эксперта, не позволит изменить ситуацию: «По какому коридору будет поставляться немецкий газ? Какая схема будет задействована?» Эдуард Ставицкий не ответил на эти вопросы, как не сказал и об условиях договоренностей с RWE, – коммерческая тайна.
Украинские хранилища готовы к принятию газа от RWE. Фото Reuters |
Создание принадлежащего RWE запаса газа на территории Украины позволило бы не транспортировать топливо из России в Германию и оттуда обратно в Украину, а продавать его по схеме замещения. Это позволит «Нафтогазу» увеличить объемы покупки формально немецкого газа, снижая их в России. Ранее официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов раскритиковал эти новые схемы: «Физически реверс из Европы на Украину просто невозможен – нет отдельного газопровода. Поэтому речь может идти только о каких-то непрозрачных операциях, с законностью которых надо разбираться. Если для виртуального реверса используется наш транзитный газ – это прямое нарушение, за которое придется ответить. Такие вещи проверяются и доказуемы – у нас уже есть опыт привлечения независимых мониторинговых компаний для контроля за операциями с нашим газом в Украине».
В Киеве утверждают, что действуют законно. И поясняют, что российская сторона сама вынуждает искать газовую альтернативу. Руководитель парламентской фракции Партии регионов Александр Ефремов пояснил, выступая на пресс-конференции в Луганске: «Когда с Россией был подписан договор о цене на газ, мы (Партия регионов. – «НГ») были в оппозиции. Нам говорили: это временно, вы придете к власти – и все вернется на круги своя. Потом РФ об этом забыла. Но мы сегодня говорим о другом: почему страны ЕС получают газ на 130–200 долларов дешевле? Это несправедливо. Единственное, что нам остается, – потреблять не 41 миллиард кубометров газа, а 27. Думаю, что через некоторое время Украина сможет закупать всего около 10 миллиардов».
В то же время в Киеве на заседании правительства премьер-министр Николай Азаров обвинил Россию в невыполнении обещаний: «В свое время российские партнеры обещали нам пересмотр несправедливой цены на газ. К сожалению, до сих пор газ продолжает стоить гораздо дороже, чем для других стран. Вместе с этим действует большая вывозная пошлина на российскую нефть. Конкурентоспособность отечественных товаров является заложницей несправедливого газового контракта с Россией. Стоимость энергоносителей «съедает» деньги, которые можно было бы потратить на модернизацию и развитие». Поэтому украинской власти приходится снижать объем потребления российских энергоносителей и искать альтернативные источники поставок.
Источник «НГ» отметил, что в текущем году украинская сторона купит примерно на треть меньше газа, чем в прошлом, хотя и по итогам 2012 года «Газпром» счел соглашения невыполненными и выставил «Нафтогазу» счет на 7 млрд. долл. за недобор газа. Он отметил, что в первые две недели сентября украинские чиновники, готовясь к атаке «Газпрома», вели переговоры в Брюсселе. «Европу очень беспокоит вопрос о бесперебойности зимних поставок. Поэтому активизировался процесс закачки газа в хранилища. Украинская сторона неожиданно снизила цену на услуги по закачке и подъему газа, а также тарифы на его хранение», – сказал собеседник «НГ».
Юрий Корольчук подтвердил, что цены на использование подземных газовых хранилищ были резко уменьшены с начала сентября, накануне подписания соглашения с RWE. «Это очень странно, поскольку нормальная для Европы цена на хранение газа 20–40 евро за 1 тысячу кубометров. У нас это сейчас менее 1 евро – по крайней мере для дочерней структуры «Нафтогаза», компании «Укртрансгаз». Возможно, с немецкой компанией достигнуты другие договоренности». Эксперты допускают также, что украинская сторона пытается привлечь западных партнеров дешевизной, ведь год тому назад руководители Минэнерго заявляли, что готовы передать в аренду до половины объема подземных хранилищ – то есть около 15 млрд. куб. м. Но до сих пор никто не воспользовался этим предложением. Немецкая компания собирается стать первой.
Киев