Президент Грузии успевает и горные вершины покорять, и политикой заниматься. Фото с официальной страницы Михаила Саакашвили в социальной сети Facebook
ЦИК Грузии сегодня назовет имя нового председателя. Прежний – Зураб Харатишвили – покинул пост, желая принять участие в президентских выборах, которые назначены на 27 октября. Кроме него о планах возглавить Грузию заявили еще 53 человека. ЦИК в качестве официальных кандидатов в президенты успел зарегистрировать пока пятерых.Грузия, кажется, готова в очередной раз удивить мир. На этот раз количеством амбициозных людей, считающих задачу управления страной посильной. Не случайно политолог Александр Чачия, комментируя предвыборную ситуацию в Грузии, охарактеризовал приближающиеся выборы как опереточные и предложил разработать и принять закон об ответственности президента. «Если бы такая норма существовала, то есть главе государства по прошествии определенного времени пришлось бы отчитываться о выполнении предвыборных обещаний с перспективой быть наказанным, то, наверное, и два кандидата в президенты нашлись бы с трудом. А так синдром безнаказанности привел к такой картине: о многих из тех, кто изъявил желание участвовать в выборах, подавляющая часть населения слышит впервые», – считает политолог.
Очевидно, что ЦИК допустит к участию в выборах не всех соискателей. Дедлайн принятия документов, необходимых для регистрации кандидатов, – 17 сентября, а сама официальная регистрация завершится 27 сентября. Но красный свет уже зажжен перед экс-министром иностранных дел Саломэ Зурабишвили. У нее помимо грузинского гражданства есть французское, и в последние годы она не жила постоянно в Грузии. Впрочем, бывший министр считает иначе. По ее мнению, нельзя работать президентом, имея два паспорта, а баллотироваться можно. Свою точку зрения Зурабишвили пытается доказать в судебном порядке.
Медленную работу ЦИКа с регистрацией кандидатов наблюдатели объясняют отсутствием председателя. Харатишвили, периодически отчитывавшийся о положении предвыборных дел, внезапно объявил об уходе с занимаемой должности, чем тут же породил сплетни о неких навязываемых сверху фальсификациях и нежелании быть в них замешанным. Однако вскоре выяснилось, что дело обстоит прозаичнее – его тоже обуяли политические амбиции, и он решил попытать счастья на выборах.
Правительство в течение недели требовало от президента Михаила Саакашвили заняться осиротевшим ЦИКом и назвать кандидатов на пост председателя. Но он предпочел этому поездки по регионам, в ходе которых встречался с оставшимися поклонниками среди рядовых граждан Грузии. Потом его обуяла страсть к альпинизму, и он в компании с депутатом Гогой Хачидзе и экс-советником президента РФ Андреем Илларионовым отправился покорять Казбек.
Восхождение на пятитысячник заняло еще некоторое время, поскольку президенту не повезло с погодой и пришлось отсиживаться высоко в горах в ожидании подходящих условий. И только после водружения грузинского флага с пятью крестами на горную вершину и благополучного спуска Саакашвили назвал фамилии трех кандидатов на должность председателя ЦИКа. «У меня нет симпатий ни к кому из них. Более того, отношения с ними у меня были непростые, но они производили впечатление принципиальных людей», – объяснил мотивы своего выбора президент Грузии. Если же ЦИК сегодня по какой-то причине не сможет избрать руководителя, то вопросом займется парламент страны.
В самом же избирательном поле никаких перемен пока нет. Фаворитов кампании по-прежнему трое: выдвинутый от правящей «Грузинской мечты» Георгий Маргвелашвили и два бывших председателя парламента – Давид Бакрадзе от бывшей партии власти «Единое национальное движение» (ЕНД) и Нино Бурджанадзе от собственного «Демократического движения».
Опросы, проводимые в эти дни различными институтами, дают примерно одинаковый расклад сил. С результатом до 35–40% лидирует ставленник премьер-министра Бидзины Иванишвили – Маргвелашвили. Второе и третье места с соответствующими показателями (около 30 и 20%) попеременно занимают Бурджанадзе и Бакрадзе – вероятно, в зависимости от слоев населения, среди которых он проводился, или даже региона, где изучались настроения электората. Результаты остальных возможных участников президентской кампании, согласно опросам, могут оказаться в пределах статистической погрешности.