Фото Reuters
Баку и Анкара заявляют, что проект строительства газопровода Nabucco West будет реализован, поскольку он не утратил своей актуальности. Об этом в унисон журналистам сообщили министр промышленности и энергетики Азербайджана Натиг Алиев и министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз.В Баку азербайджанский министр заявил, что выбор одного экспортного маршрута – Трансадриатического газопровода (ТАР) – не означает, что другой проект не состоится. «У каждого из этих проектов были свои цели. Я считаю, что со временем Nabucco West не потеряет своей актуальности», – сказал Натиг Алиев.
О том же самом, но в Анкаре, говорил руководитель энергетического ведомства Турции Танер Йылдыз: Анкара все еще рассматривает вопрос реализации проекта – Nabucco. «Учитывая возрастающую потребность Евросоюза в природном газе, Турция уверена, что проект Nabucco также будет реализован», – сообщил журналистам Танер Йылдыз. При этом он подчеркнул, что проекты Nabucco и ТАР не являются конкурентными, а наоборот, могут существовать параллельно, дополняя друг друга.
Однако для реализации этого проекта и рентабельности двух газопроводов (ТАР и Nabucco West) необходимы соответствующие ресурсы. По словам Натига Алиева, возможности производства газа в Азербайджане очень высокие. «После 2020 года Азербайджан сможет добывать 40 миллиардов кубометров газа, если, конечно, будут вовремя сданы в эксплуатацию проекты ТАР и TANAP», – подчеркнул министр. В то же время он высказал уверенность в том, что выбор проекта ТАР в качестве экспортного маршрута для азербайджанского газа даст большой толчок в увеличении добычи газа в стране.
Таким образом, заявления двух министров подтверждают прогнозы «НГ» о том, что в перспективе газ с каспийского бассейна будет доставляться в южную и центральную Европу по двум маршрутам. Как известно, экспорт газа в Италию после реализации проектов ТАР и TANAP не превысит 11 млрд. куб. м в год, а перспективы дальнейшего продолжения маршрута в северном направлении неизвестны. Напомним, что в июне текущего года консорциум «Шахдениз» принял официальное решение по выбору маршрута транспортировки азербайджанского газа из Каспийского региона через Грецию, Албанию и Адриатическое море на юг Италии и далее – в Западную Европу.
В настоящее время долевое распределение в ТАР выглядит следующим образом: британская BP (20%), азербайджанская SOCAR (20%), норвежская Statoil (20%), бельгийская Fluxys (16%), французская Total (10%), германская E.ON (9%) и швейцарская Axpo (5%). В состав акционеров пытается войти Турция, по территории которой будет проложен газопровод. Анкара намеревается приобрести долю в проекте при помощи государственной трубопроводной компании BOTAS или какой-нибудь другой компании.
Однако, по мнению экспертов Центра нефтяных исследований Азербайджана, в настоящее время вхождение турецких компаний в проект ТАР затруднено. Стало известно, что предложение турецкой стороне было сделано до выбора консорциумом «Шахдениз» маршрута ТАР. Но официальная Анкара тогда оставила без ответа это предложение, так как являлась участником проекта Nabucco и надеялась именно на выбор этого проекта. Поэтому, считают эксперты Центра, приобретение акций консорциума ТАР более чем проблематично, да и коммерческая цена вхождения в проект на нынешнем этапе совершенно другая.
Баку