Си Цзиньпин успешно продвигает интересы Китая в Центральной Азии. Фото Reuters
Председатель КНР Си Цзиньпин с 3 по 13 сентября посетит с государственным визитом Туркменистан, Казахстан, Узбекистан и Киргизию. Он также примет участие в саммитах G20 в Санкт-Петербурге и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Бишкеке. Главная тема в ходе визитов по странам Центральной Азии – расширение энергетического сотрудничества со странами региона и Россией, а также выход во внешний мир через северный коридор, предусматривающий строительство железной дороги Китай–Киргизия–Узбекистан. Эксперты не исключают, что в перспективе страны Центральной Азии могут полностью оказаться под влиянием Пекина.«Это произойдет не в краткосрочной и даже не в среднесрочной перспективе. Вопрос зависит не только от активности Китая, которую он демонстрирует, но и от того, что может его натиску противопоставить Россия. А также от обстоятельств, связанных с изменением региональной безопасности Центральной Азии, где ситуация крайне нестабильна, и от социальных отношений в самом Китае», – сказал «НГ» ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Аждар Куртов.
Но вероятность того, что рано или поздно Китай поглотит страны региона, велика. Не так давно вице-председатель Шанхайского центра международных исследований при Шанхайской академии социальных наук, директор Центра изучения ШОС профессор Пань Гуан, находясь в Вашингтоне, заявил, что «Китай в ближайшем будущем расширит экономическое присутствие в Центральной Азии, используя свою экономическую и финансовую мощь, а также инвестиции и внешнюю торговлю». «В ближайшем будущем, я думаю, мы будем еще активнее, главным образом в экономическом плане. Если русские в основном уделяют больше внимание аспектам безопасности, то Китай, по причине своей сильной экономики, а также финансовой и экономической мощи будет вовлечен в расширение инвестиций и увеличение торговли со странами Центральной Азии… Мы станем одной из ведущих сил в экономической сфере», – цитирует китайского профессора портал «Шелковый путь».
По словам Аждара Куртова, Китай, прежде чем начать экономическую экспансию в Центральную Азию, подготовил почву: выстроил политические отношения, добился признания границ с постсоветскими странами в своих интересах, заручился отказом от поддержки агрессивного сепаратизма этнических меньшинств в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Попутно он, предлагая государствам Центральной Азии большую финансовую помощь в виде кредитов и грантов, добился того, что российские экономические проекты перестали выдерживать конкуренцию с китайскими. «Эта последовательная и хорошо продуманная политика привела к тому, что Китай постепенно стал вытеснять из региона Россию как геоэкономического конкурента», – отметил эксперт.
По словам Куртова, в России в это время предполагали, что при помощи Китая и ШОС в Центральной Азии удастся уменьшить присутствие США. Так и произошло. Но одновременно с этим Китай весьма успешно продвинул в регионе собственные национальные интересы. «Говорить о полном доминировании Китая в Центрально-Азиатском регионе все-таки рано. Однако неблагоприятная для России тенденция налицо», – считает эксперт.
Основными направлениями растущего интереса Китая к Центральной Азии остаются энергетика, транспорт, сельское хозяйство и водные ресурсы. Туркменистан увеличивает объемы поставки газа Поднебесной до 65 млрд. куб. м ежегодно. Из них 25 млрд. куб. м – с крупнейшего месторождения «Галкыныш», на разработку которого Пекин выделил более 8 млрд. долл. Главы государств Гурбангулы Бердымухамедов и Си Цзиньпин примут участие в церемонии открытия производственных мощностей на месторождении.
Энергетическая тематика визита председателя КНР будет продолжена в Казахстане. Китай рассматривает возможность приобретения доли в проекте «Кашаган». Подобная сделка, по мнению экспертов по вопросам энергетики, выгодна для обеих сторон: Казахстан получит дополнительную возможность диверсификации энергопоставок, а Китай повысит уровень энергетической независимости.
В Киргизии в ходе визита Си Цзиньпина речь будет идти о строительстве железной дороги из Китая в страны Центральной Азии. «Это будет еще одним выходом Китая во внешний мир. У Поднебесной есть выходы из приморских провинций на востоке. Но у тех маршрутов есть свои ограничения, связанные с политикой так называемой нити жемчуга, которую, по мнению экспертов, проводят США и их союзники, то есть попытки установить свой контроль в узловых точках морских перевозок из Китая и в Китай. Прежде всего речь идет о Малаккском проливе. Поэтому Китай заинтересован в получении выхода на внешний рынок через Центральную Азию», – сказал «НГ» Аждар Куртов. Для этого Пекин будет строить железные дороги, автомагистрали, выходящие в страны Центральной Азии. Польза для региона от реализации таких проектов также очевидна.
Не случайно президент Киргизии Алмазбек Атабмаев выразил повышенную заинтересованность в реализации железнодорожного проекта. «Если с помощью китайского кредита мы построим альтернативную дорогу, связывающую север и юг, – кому от этого станет плохо?» – сказал он Радио «Свобода». По мнению Атамбаева, Китай – одна из немногих стран мира, которая искренне заинтересована в развитии и укреплении Киргизии.