Михаилу Мясниковичу пришлось стать «живцом», на которого взяли заложника. Фото с официального сайта правительства Белоруссии
Калийная война Белоруссии и России набирает обороты. Вчера белорусский Следственный комитет (СК) сообщил, что Интерпол подтвердил выдачу международного ордера на арест четырех российских топ-менеджеров ЗАО «Белорусская калийная компания» (БКК). Эксперты спорят о том, чего в нынешней войне больше – экономики или политики, и как она отразится на отношениях ближайших союзниц и судьбе интеграционных проектов.В адрес СК Белоруссии из центральных органов Международной организации уголовной полиции (Интерпола) поступило подтверждение, что в отношении объявленных в розыск топ-менеджеров ЗАО «БКК» Олега Петрова, Константина Солодовникова, Игоря Евстратова, Дмитрия Самойлова выдан международный ордер на арест.
Об этом сообщили вчера в Минске. В СК уточнили, что «перечисленные лица должны быть задержаны в странах, входящих в Интерпол, с применением меры пресечения в виде заключения под стражу».
Как сообщалось днем ранее, в рамках уголовных дел по ч. 3 ст. 424 «Злоупотребление властью и служебными полномочиями», возбужденных Генеральной прокуратурой Белоруссии, уже задержан председатель наблюдательного совета ЗАО «БКК», генеральный директор «Уралкалия» Владислав Баумгертнер. Всех фигурантов дела обвиняют в «злоупотреблениях служебными полномочиями в корыстных целях, повлекших нанесение существенного вреда государственным и общественным интересам Республики Беларусь, а также нанесении ущерба в особо крупном размере ОАО «Беларуськалий» и ЗАО «БКК».
Странной, неадекватной, непартнерской и несоюзнической назвали ситуацию с арестом российского гражданина такого уровня представители официальной Москвы. «Мы считаем сложившуюся ситуацию абсолютно недопустимой и рассчитываем на то, что соответствующие разъяснения будут даны, а российский гражданин будет отпущен», – заявил вчера замглавы МИД России Григорий Красин. «Иначе это может быть истолковано как действие, не соответствующее союзническому характеру наших отношений, и может сказаться на графике контактов на политическом уровне», – предупредил он.
Удивлены таким развитием событий и местные эксперты. Действия белорусских властей они также оценивают как жесткие и лежащие за пределами правового поля. «Подавать иск в суд на директора могут только владельцы, акционеры компании, но не власти, тем более чужого государства, не говоря уже о задержании и помещении бизнесмена в изолятор», – говорит по этому поводу экономист Лев Марголин.
Аналитики едины во мнении, что санкции на столь беспрецедентные действия мог дать только президент Александр Лукашенко, поэтому комментарии и мнения местной общественности касаются причин, побудивших его к таким действиям, и возможных последствий. «Беларуси нанесен очень серьезный ущерб. Потеря выручки в течение ближайших двух лет может быть до 1 миллиарда долларов ежегодно», – говорит экономист Ярослав Романчук. Исчерпав попытки договориться с российскими партнерами, Лукашенко решил принудить их к переговорам взятием «заложника», полагают в Минске. «Белорусы просто пошли на обострение ситуации, чтобы втянуть в конфликт «Беларуськалия» и «Уралкалия» высшее российское руководство. Доныне ни премьер, ни президент России никак не реагировали на калийную войну, и вот произошло такое своеобразное принуждение к переговорам по калийной тематике», – считает обозреватель Светлана Калинкина.
Напомним, что на прошлой неделе глава «Беларуськалия» Валерий Кириенко озвучил позицию белорусской стороны: уйдя из БКК, российский партнер планировал осуществить рейдерский захват белорусского предприятия.
Как писала «НГ» ранее, Александр Лукашенко всегда был настроен подозрительно по отношению к российскому бизнесу. Именно в этом видели эксперты причину торможения совместных экономических проектов. В частности, создания холдинга на базе МАЗа. Если не удается завладеть белорусскими предприятиями через прямую продажу, российский бизнес будет пытаться сделать это многоходовыми и хитрыми схемами, рассуждали власти Белоруссии и всеми силами пытались ограничить влияние российских участников совместных компаний. «Баумгертнер может стать воплощением захватнического, рыночного капитализма в исполнении союзников из России», – предполагает Ярослав Романчук.
Несмотря на требования российской стороны, вчерашний день не привнес ничего нового в судьбу задержанного в Минске главы «Уралкалия». Не высказался по этому поводу и сам Александр Лукашенко. Воздерживается от комментариев и правительство Белоруссии, о чем вчера сообщила журналистам его пресс-секретарь Ольга Долгая. Как сообщалось, именно на главу правительства, как «на живца», белорусские власти «поймали» Баумгертнера, приехавшего в Минск на встречу с Михаилом Мясниковичем.
Александр Лукашенко пошел ва-банк и ждет ответных шагов Москвы, рассуждают в Минске по поводу дальнейшего развития ситуации. Отступать он не намерен, так как на кону экономическое благополучие, а вместе с ним и личная власть. «Так не будет, чтобы завтра белорусские власти признали, что они ошиблись, извинились и выпустили из изолятора этого человека. Это надолго, и я думаю, что нас ждет напряженный интригующий сюжет с фехтовальными ударами с обеих сторон», – считает эксперт Александр Класковский.
Что интересно, большинство экспертов склонны думать, что и в этот раз белорусский президент добьется своего от Москвы. «Александр Лукашенко пошел на конфликт прагматично, рассчитав время удара. Кремль увлечен Сирией, Украиной и выяснением отношений с Вашингтоном. В этой ситуации ссориться с союзником по Таможенному союзу Владимир Путин едва ли будет», – полагает Ярослав Романчук. Российский президент «терпит» все выходки Александра Лукашенко «в обмен на иллюзию сохранения империи и будет терпеть до последнего», согласен с приоритетностью геополитических проектов Москвы и журналист Павел Шеремет.
Минск