В Березовском районе граждане собрались на сход. Фото с сайта www.spring96.org
В различных регионах Белоруссии периодически вспыхивают «свиные» бунты различной массовости и организованности. Люди не хотят выполнять указание представителей власти об уничтожении свиного поголовья и готовы защищать свою собственность с вилами.Информация о стихийных бунтах местного населения, которые журналисты окрестили «свиными», стала поступать еще с весны, когда был зарегистрирован первый очаг африканской чумы свиней (АЧС). Однако в большинстве своем они были не очень массовыми – одна, две семьи. Вчера стало известно, что в Брестской области взбунтовалась целая деревня. Причем сделала это организованно. Жители деревни Селец сами собрали народный сход и пригласили туда местное начальство. Причиной стало распоряжение Березовского райисполкома о ликвидации всего свиного поголовья в личных подсобных хозяйствах в 5-километровой зоне от колхозных ферм. Сельчане возмущены тем, что никаких очагов АЧС поблизости не зарегистрировано, а колхозные фермы, ради безопасности которых они должны остаться без своих животных, маленькие и сами не предпринимают никаких мер безопасности.
Люди, может, так не возмущались бы, если бы им объяснили причину таких мер и пообещали денежную компенсацию за ликвидированное поголовье. Однако, как рассказали местные жители, в акте об утилизации пункта об оплате нет, и чиновники отказались его туда добавить, несмотря на устные заверения в том, что все будет компенсировано. «Никто не хочет на себя брать ответственность за оплату», – признался местным жителям один их чиновников. Бунтари заявили, что сдаваться не собираются и будут бороться за свою собственность, которая помогает им свести концы с концами в условиях очень низкой зарплаты.
Бунт, собравший 150 человек, стал следствием новой политики белорусских властей по борьбе с АЧС. Напомним, что первые случаи этой болезни, по информации местных жителей, были еще осенью, однако тогда власти заявили, что проходили учения. Весной сельские жители снова стали рассказывать журналистам о дохнущих свиньях и «десантах» ветслужб, уничтожающих всех животных неподалеку от очага. Тем не менее власти продолжали утверждать, что свиньи простудились. Вспышку АЧС в Гродненской области ветслужбы признали только в конце июня, когда Россия на основании неофициальной информации запретила импорт свиней и свинины из этого региона.
Однако даже после этого борьба с АЧС велась ни шатко ни валко. Информации населению никто не предоставлял, как себя вести и что делать для нераспространения АЧС, никто не объяснял. Фактически разрешил признать чуму и начать с ней бороться сам президент Лукашенко – еще через месяц. «Я уже попросил, чтобы обратились к людям: раз такое случилось, отправить на убой домашних свиней. Или мы заберем, государство заплатит, ведь немалые деньги платят, и осуществит забой, или вы сами, дома», – сказал Лукашенко, общаясь с журналистами.
Только после того, как «роковые слова» произнес в эфире сам президент, ветслужбы начали разрабатывать план мероприятий. В частности, были внесены изменения в ветеринарно-санитарные правила, которые фактически запретили жизнь в радиусе 5 км от свиноферм и свинокомплексов. То есть независимо от наличия либо отсутствия очага АЧС людям запретили держать любую живность в близлежащих населенных пунктах, а за наличие свиней и вовсе грозит штраф. «Белорусские власти начали использовать тактику выжженной земли вокруг свинокомплексов», – оценили ситуацию местные наблюдатели. Возмущение населения вызывает то, что интересы простых граждан государство решило принести в жертву своему крупнотоварному производству. В то время как сами фермы не делают ничего, чтобы себя защитить, вокруг них царят антисанитария и беспорядок. Недовольны люди и тем, как организована «зачистка» территории. Например, отдав животных государству, человек даже расписки взамен не получает, да и компенсацию обещают только ближе к зиме.
Возмущение по поводу такого отношения власти к людям подогревается воспоминаниями периода «до чумы», когда в стране еще массово возводились свинокомплексы. Тогда имели место бунты против их размещения вблизи от населенных пунктов. Мнение и интересы населения проигнорировали и тогда, и теперь. Местные жители говорят, что государство использует АЧС как повод для того, чтобы избавиться от мелких конкурентов в лице фермеров и частных подворий.
Минск