Александр Лукашенко понял, что предпринимателям надо дать большую свободу. Фото Reuters
Власти Белоруссии обещают смягчить уголовное законодательство в отношении экономических преступников. Александр Лукашенко заявил, что это делается по его инициативе. Местная общественность не верит в искренность намерений руководства.О том, что подготовлен проект закона «О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях», общественности стало известно по итогам специального совещания у президента. Александр Лукашенко заявил, что вносимые изменения, которые, кстати, были подготовлены по его инициативе, должны раскрепостить деловую инициативу и дать право на предпринимательский риск. «Это самый значимый за последние годы законопроект, направленный на либерализацию и гуманизацию уголовного и уголовно-процессуального законодательства», – анонсировали грядущие изменения государственные пропагандисты.
О предлагаемых новшествах известно немного. Как прозвучало в ходе совещания, предлагается ввести понятия экономического и делового риска, заменить штрафом лишение свободы по ряду статей, использовать практику внесения залога, уголовно-правовую компенсацию. Речь идет также о том, чтобы «отдельные деяния, не представляющие большую общественную опасность», не рассматривать как криминальные и применять «альтернативные виды ответственности».
Содержание нового проекта еще обсуждается. Судя по всему, разработчики не смогли убедить президента в том, что подготовленные изменения выдерживают необходимый баланс раскрепощения и вседозволенности. Тем более что и в среде разработчиков нет единого мнения по поводу степени смягчения законодательства. Это не должно породить вседозволенность и безнаказанность, предупредил белорусский президент разработчиков законопроекта. Предприниматель должен иметь право на риск, однако «важно найти ту грань, чтобы такие риски не привели к различного рода должностным преступлениям и коррупции», распорядился он. «Выработанные меры должны действительно раскрепостить деловую инициативу в условиях объективно существующего предпринимательского риска», – отметил Александр Лукашенко. По его словам, таких изменений «требует жизнь». В ближайшее время обсуждать документ будут депутаты вместе с юристами.
О том, что отсутствие предпринимательской инициативы в Белоруссии тормозит экономическое развитие, эксперты говорят давно, практически все годы правления Александра Лукашенко. На 80% государственная экономика находится в жестких рамках директив и указаний выстроенной властью вертикали. Важные для предприятия решения движутся к нему вниз из отраслевого министерства, областного и районного начальства, и в этой цепочке нет места предприимчивости и инициативе, а ее проявление чревато статьей. С другой стороны, источником экономических преступлений становится факт управления госсобственностью за небольшую зарплату – соблазн откатов и других путей превращения государственных денег в личные достаточно велик. В последние годы законодательство двигалось как раз в обратном направлении, стремясь ужесточить наказание, чтобы от такого соблазна удерживала перспектива наказания. Показателен недавний случай самоубийства директора одной из столичных гостиниц, принадлежащей управлению делами президента. Местные жители утверждают, что он выбросился с балкона своей квартиры после того, как к нему приехали «необычные милиционеры в бронежилетах». Осиное гнездо злоупотреблявших служебным положением недавно разворошили в «Белкоопсоюзе», итогом чего стало пять уголовных дел. Осенью минувшего года уголовные дела были возбуждены в отношении некоторых руководителей флагмана белорусской металлургии – БМЗ. Уже в этом месяце под статьи за приписки в разгар битвы за урожай попали руководители сельскохозяйственных организаций. Кстати, доведение жестких, зачастую далеких от жизни планов – еще один источник появления экономических преступников, ведь они виноваты, если их не выполнили, а также если приписали.
Часто посещающие места лишения свободы политики утверждают, что «там много приличных людей»: директора заводов, бизнесмены. Статистика зафиксировала в 2012 году 2,5 тыс. экономических преступлений против 2,7 тыс. в 2011-м. Правда, характер их меняется. Например, в 10 раз чаще стали уклоняться от выплаты кредитов, в три раза больше стали «обманывать потребителя». Гораздо меньше стало случаев незаконного предпринимательства, что эксперты связывают с сокращением этого сектора в целом.
Эксперты сомневаются в том, что изменение законодательства реально обернется какими-то послаблениями, поскольку это противоречит логике нынешней белорусской власти, держащейся на страхе наказания. Кстати, свои заявления относительно необходимой либерализации Лукашенко делал, не отрываясь от бумажки и не поднимая глаз, что не характерно для белорусского президента. «Не лежит у него душа к таким изменениям», – комментируют ситуацию местные наблюдатели. Высказывается версия, что приход во власть ряда молодых и инициативных экономистов-рыночников усилил реформаторское лобби в окружении президента. Иногда им удается объяснить главе государства, что без развития частного бизнеса и предпринимательской инициативы невозможен дальнейший прогресс. Однако, во-первых, это противоречит мировоззрению самого Лукашенко. Во-вторых, встречает противодействие старой чиновничьей и директорской гвардии, которая привыкла к сложившимся условиям, отладила схемы превращения общественного в личное и ничего не желает менять.
Показательно, что в тот же день, когда Лукашенко рассуждал о раскрепощении инициативы, состоялся брифинг представителей Департамента финансовых расследований. Там было заявлено, что государство продолжит кампанию по борьбе с финансовыми структурами, оказывающими услуги по налоговой оптимизации. Очень скоро в поле зрения правоохранителей попадут и те, кто имел неосторожность воспользоваться их услугами, и их зиц-председатели.
Минск