Рынок «Дордой» претендует на статус свободной экономической зоны. Фото с официального сайта рынка «Дордой»
«Дорожная карта» по вступлению Киргизии в Таможенный союз (ТС) будет представлена в Москве 15 августа на встрече экспертов Евразийской экономической комиссии, за день до заседания с участием заместителей премьер-министров России, Белоруссии и Казахстана. Планируется, что к концу нынешнего года Киргизия станет полноправным членом ТС. Однако в Бишкеке опасаются, что форсированное вступление в ТС негативно отразится на экономике страны, и рассматривают возможность отсрочки решающего момента.Министр экономики Киргизии Темир Сариев в ходе заседания межведомственной комиссии при правительстве республики по переговорам о присоединении Киргизии к ТС заявил, что «дорожная карта» готова на 90% и будет завершена к декабрю.
На заседании обсуждались два вопроса – проект «дорожной карты» присоединения к таможенному альянсу и список товаров и ставок, в отношении которых будут действовать преференции. Этот перечень включает в себя 40 групп товаров, в которые входит более тысячи наименований продукции. Киргизская сторона будет настаивать на преференциях сроком на 5 и 10 лет. Тем самым Киргизия пытается обезопасить себя от прекращения реэкспорта товаров из Китая после вступления страны в ТС.
Как известно, рынки Киргизии являются перевалочными пунктами для стран Центральной Азии, России и даже Восточной Европы. Примерно треть остающегося в республике населения (по различным оценкам, около 800 тыс. человек. – «НГ») перепродает китайские товары или просто работает на этих рынках. Если реэкспорт прекратится, то рынки самоликвидируются со всеми вытекающими последствиями либо будут перепрофилированы с потерей изрядного количества рабочих мест.
Эксперты прогнозируют подорожание автомобилей, которые преимущественно завозятся из Японии и стран Европы. От интеграции с ТС может пострадать киргизская швейная отрасль, поскольку из-за ограничений на границах республики возрастет стоимость тканей, фурнитуры и аксессуаров, которые продаются на бишкекском тканевом рынке «Мадина» – одном из крупнейших в Средней Азии. В Киргизии работает еще два крупнейших в регионе рынка – «Дордой» в Бишкеке и «Кара-Суу» в Ошской области.
По информации OSTKRAFT, во избежание проблем киргизские чиновники предлагают создать свободные экономические зоны с особым режимом таможенного регулирования в рамках ТС на базе этих рынков. Это предложение и будет изучено в Москве на заседании рабочей группы Евразийской экономической комиссии 15 августа.
Премьер-министр республики Жанторо Сатыбалдиев, отвечая на вопросы населения по организованной прямой линии, сообщил, что Киргизия не будет спешить вступать в ТС. «После того как будет принята «дорожная карта», мы изучим все вопросы: какая польза будет Киргизии и какие минусы последуют», – сказал премьер. Президент Алмазбек Атамбаев также стал осторожно высказываться об объединении с Россией, Белоруссией и Казахстаном. По заключению наблюдателей, руководство Киргизии, делая заявления о вступлении в ТС, всячески затягивает этот момент.
По мнению эксперта по Центральной Азии и Среднему Востоку Александра Князева, в вопросе вступления Киргизии в ТС стоит выделить несколько аспектов. «Во-первых, это устоявшаяся за 22 года постсоветского существования привычка киргизской политической элиты независимо от персоналий только получать различные преференции от России и других партнеров, ничего не давая взамен. Во-вторых, экономика Киргизии тотально криминализована, и с контрабандным реэкспортом из Китая может по доходности конкурировать только наркотрафик. Любое решение, ущемляющее интересы какой-то из клановых группировок, мгновенно повлечет очередную попытку свержения власти и, как следствие, раскол страны», – сказал «НГ» Александр Князев.
Сегодня латентное разделение страны на Север и Юг приобретает отчетливые черты. «Кого принимать в Таможенный союз? Бишкек или Нарынскую область? Ош или Иссык-Куль? В Киргизии отсутствует государство в его классическом смысле. Президент Атамбаев управляет в лучшем случае Бишкеком и парой прилегающих районов. Поэтому маневры правительства вокруг условий вступления в ТС объяснимы: все равно никто не будет выполнять те условия, которые примет сидящее в Бишкеке правительство», – сказал «НГ» Князев. По его словам, не стоит также сбрасывать со счетов то, что в Киргизии существует мощное антироссийское и соответственно антиинтеграционное лобби, в которое входят едва ли не большинство представителей исполнительной власти и парламента. «Интересы президента – в Турции, спикера парламента – в арабских странах, премьер-министры, меняющиеся, как шахматные пешки, вообще никого не интересуют. Зачем им Таможенный союз? Ну, а общий антироссийский фон очень последовательно обеспечивается тысячами НПО. Ну, а случись, что Атамбаев и его правительство примут решение о скором вступлении в ТС, это только ускорит его превращение в очередной политический труп», – считает Князев.