Михаил Мясникович: как бы завлечь инвесторов и не поступиться принципами? Фото Reuters
Глава правительства Белоруссии Михаил Мясникович вынужден был признать, что экономика страны неэффективна. Ранее утвержденные планы не выполняются почти по всем пунктам. Немалую роль в этом играет отсутствие достаточного объема инвестиций. Власти рассчитывают, что недавно принятый Закон «Об инвестициях» улучшит ситуацию.«Премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович подверг критике госорганы за неэффективную работу по выполнению важнейших параметров социально-экономического развития страны в первом полугодии текущего года», – сообщила вчера пресс-служба правительства, рассказывая об итогах заседания совета министров. Особенно досталось Министерству промышленности, на предприятиях которого отмечается падение экспорта и объемов производства, рост дебиторской и кредиторской задолженности, складских запасов. Нет и запланированного притока инвестиций. Мясникович припугнул руководство отрасли грядущими кадровыми решениями. Не справляются с заданиями по инвестициям и нефтехимическая отрасль, и легкая промышленность. Как следовало из сказанного премьером, активно они идут в АПК (5 млрд. долл. за 2,5 года). Правда, используются неэффективно. «Должной отдачи как по валовым, так и по показателям эффективности отрасли нет», – возмущался Мясникович.
Тема инвестиций в Белоруссии на этой неделе уже поднималась. Эксперты обсуждали недавно принятый Закон «Об инвестициях», который вступит в силу в 2014 году и заменит собой ныне действующий Инвестиционный кодекс. Государственные пропагандисты поспешили заявить, что новый документ гарантированно увеличит приток иностранных инвестиций, поскольку еще больше защищает права иностранного инвестора, в частности, разрешит беспрепятственно вывозить заработанные деньги из страны и нанимать иностранную рабочую силу. Как рассказал на тематическом брифинге начальник главного управления инвестиций Министерства экономики Сергей Вайтеховский, «закон закрепляет правовые принципы осуществления инвестиций: недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, равенство инвесторов при осуществлении инвестиций, верховенство права, а также защиты нарушенных прав». Судя по высказываниям чиновникам, инвесторам разрешат самим решать, как и что вкладывать. Правда, знание белорусской практики не позволяет рассчитывать, что инвесторы смогут выбирать объект вложения инвестиций. В то время как это и есть один из проблемных вопросов инвестиционной политики страны. Власти Белоруссии руководствуются принципом – «хорошими предприятиями мы и сами поруководим, а вот плохие можем и продать». Как результат – инвесторов нет. Например, не далее как на этой неделе первый заместитель председателя проблемного концерна «Беллегпром» Сергей Мисурагин признался, что никто не хочет инвестировать в «Камволь» – минское предприятие по производству тканей. Причина неудач в том, что невыгодно само производство тканей без наличия собственного сырья в стране. Эксперты неоднократно говорили о том, что проще всего закрыть комбинат или позволить перепрофилировать, однако лично президент Лукашенко является ярым противником подобных решений. Следствие такого подхода – множество дышащих на ладан предприятий, сориентированных на заведомо провальные бизнес-идеи.
Статистика фиксирует не только отсутствие новых серьезных инвесторов, но и уход ранее работавших в стране. Не так давно местные эксперты даже составили топ-10 инвесторов, покинувших страну в последние два года. Среди них российские ретейлеры «Седьмой континент», «ГриНН», «Вестер», французский банк Societe Generale, финская IT-компания Tieto, латвийская «Лиепаяспапирс» и др. Задержаться в стране удается лишь компаниям, которые нашли подход к власти.
Эксперты отмечают, что сбываются их прогнозы по поводу избирательного подхода к инвесторам. Как писала «НГ» ранее, в белорусском законодательстве нет единых условий работы для всех инвесторов. Нужно уметь договориться с нужными людьми и протолкнуть это закреплением в инвестиционном договоре. На стадии принятия этой нормы эксперты предупреждали о ее коррупционно образующем и пугающем инвесторов характере. Правила игры для прибывающих на чужой рынок должны быть простыми, понятными, исключающими вариативность, а с ней и коррупцию. «Критика, что у нас невозможно открыть бизнес иностранцу, несостоятельна», – заявил Александр Лукашенко месяц назад в ответ на жалобы инвесторов на бюрократизм и коррупцию.
Результатом игнорирования рекомендаций международных и местных экспертов стало постепенное снижение притока прямых иностранных инвестиций в страну. В 2012 году было зафиксировано четырехкратное снижение по сравнению с 2011 годом до 1,3 млрд. долл. Создать благостную картинку не помогло даже то, что к прямым инвестициям стали относить заемные средства. Пока нет успехов и в этом году. За пять месяцев привлечено 1,5 млрд. долл. при плане 4,5 млрд. долл.
Что касается нового закона, то, по мнению экспертов, он не решает основной проблемы – не является документом прямого действия. Он содержит много отсылочных норм и требует расшифровки подзаконными нормативными документами, а это те же нестабильность и почва для коррупции.
Минск