Владимир Некляев сменил место прописки. Фото РИА Новости
Вчера экс-кандидату в президенты в Белоруссии Владимиру Некляеву сообщили, что он освобожден от отбывания наказания. Политически активная общественность и эксперты в очередной раз гадают, связано ли это с заступничеством Европы и продолжится ли дальше череда освобождений белорусских политзаключенных.
Суд, призванный решить, отправлять Владимира Некляева в тюрьму отбывать отсроченное наказание или нет, должен был заседать вчера, 25 июля. Однако, когда экс-кандидат в президенты пришел в назначенное время в суд Ленинского района, ему вручили постановление и сообщили, что заседание состоялось 23-го. Напомним, что к двум годам лишения свободы политика приговорили за участие в акции протеста против итогов президентских выборов 2011 года. Затем ему, как и некоторым другим участникам, предоставили отсрочку исполнения приговора. Ее срок закончился вчера. На прошлой неделе аналогичное решение было принято в отношении журналистки Ирины Халип – жены экс-кандидата в президенты Андрея Санникова, который в настоящее время находится в эмиграции.
Сами фигуранты воздерживаются проводить прямую параллель между решениями суда и намерениями официального Минска возобновить диалог с Западом, однако на такую зависимость указывают многие наблюдатели. Во всяком случае Ирина Халип в своем первом после оглашения приговора интервью сказала, что это самый задаваемый ей вопрос. Кстати, такое «тихое» освобождение Некляева может быть косвенным доказательством того, что власти в данный момент очень не хочется давать информационные поводы для разговоров о политзаключенных. Как сообщалось, условием возобновления отношений с Минском ЕС называет освобождение всех политзаключенных. Об этом говорят все правозащитные организации. Не далее как на этой неделе их освобождения требовали собравшиеся в Минск на свой съезд белорусы мира. Пока в стране 13 политзаключенных. В том числе в тюрьме остается соперник Александра Лукашенко по президентской гонке Николай Статкевич. Президент Белоруссии сам неоднократно давал понять, что готов выпустить его, если тот попросит о помиловании. Так, кстати, поступил Андрей Санников. Однако Статкевич упорно отказывается помочь власти сохранить лицо.
Активные действия официального Минска на западном дипломатическом фронте связаны с усложняющейся экономической ситуацией – «НГ» писала о том, что белорусы ожидают очередной девальвации, а поэтому снова конвертируют свои сбережения в доллары и евро. Кроме того, осенью в Литве состоится саммит «Восточного партнерства», участие в котором Минска на уровне президента дало бы власти огромный внешнеполитический и экономический козырь. Причем как для выстраивания двусторонних отношений со странами Европы, так и для обращений за кредитованием в международные организации, в частности МВФ.
Все дипломатические усилия Минска направлены на получение этого козыря, полагают эксперты. «Я не исключаю, что если бы было твердое обещание со стороны ЕС пригласить Лукашенко, то он вполне мог бы освободить до ноября всех, включая Николая Статкевича и Алеся Беляцкого», – говорит по этому поводу политолог Валерий Карбалевич. Однако он сомневается в том, что Европа со своим уровнем бюрократизма и при отсутствии единого мнения по белорусскому вопросу сможет быстро согласовать такое решение. Он напоминает, что даже на временное освобождение от визовых санкций министра иностранных дел Владимира Макея ушло более полугода.
Недавний визит Макея в Брюссель на заседание глав МИД ЕС и стран «Восточного партнерства» почти не пролил света на ход переговорного процесса. С уверенностью можно говорить только о том, что «неприятные» для Минска вопросы там все же обсуждались. Этого не отрицал и сам Макей, об этом говорили и представители литовской делегации. «Я не вижу нового цикла в отношениях между Беларусью и Евросоюзом», – комментирует итоги визита Карбалевич. «Макей приехал в Брюссель с пустыми руками, никаких новых идей и предложений он не привез», – констатирует он. Как следует из того, что сказал глава МИД по возвращении, Белоруссия по-прежнему настаивает на экономическом сотрудничестве без углубления в проблемы демократии и прав человека. В то время как ЕС придерживается противоположной точки зрения. Эксперт полагает, что отношения Минск–Брюссель находятся на стадии «заморозки».
Ускорение процессу «разморозки» может придать Россия, полагают эксперты. «Должно начаться более сильное давление со стороны России, естественно, по иным вопросам, а не по вопросам политзаключенных. У режима должны возникнуть еще более серьезные, чем сейчас, экономические проблемы», – рассуждает политолог Алесь Логвинец. По его мнению, сегодня их пик еще не наступил. Минск