Дододжон Атовуллоев критикует власть Таджикистана с международной трибуны. Фото со страницы Дододжона Атовуллоева в социальной сети Facebook
История таджикского оппозиционного политика Дододжона Атовуллоева, задержанного в московском аэропорту «Шереметьево» 15 июля, получила продолжение. Генпрокуратура Таджикистана, по запросу которой, согласно официальной информации, российская сторона не позволила оппозиционеру пройти паспортный контроль, во вторник объявила, что по поводу Атовуллоева к Москве не обращалась. Наблюдатели уверены, что инцидент с оппозиционным политиком связан с предстоящими выборами президента Таджикистана, намеченными на ноябрь нынешнего года.«Мы никаких запросов в РФ по этому поводу не направляли, и Генпрокуратура Таджикистана пока не получала от российских коллег никаких документов по поводу задержания Атовуллоева», – заявил журналистам глава управления по особо важным делам Генпрокуратуры Таджикистана Джамшед Сангов. Напомним, оппозиционный политик, учредитель газеты «Чароги Руз» («Светоч дня»), лидер общественно-политического движения «Ватандор» («Патриот») Дододжон Атовуллоев в понедельник был задержан в аэропорту «Шереметьево», куда прибыл из Праги. После многочасового разбирательства правоохранительные службы московского аэропорта предложили ему вернуться в Чехию. В сопровождении сотрудника спецслужб Атовуллоев был препровожден в самолет, следовавший по маршруту Москва–Прага.
Генпрокуратура Таджикистана неоднократно обвиняла Атовуллоева в оскорблении президента Эмомали Рахмона, призыве к насильственному свержению существующего строя, возбуждении национальной, расовой и религиозной вражды. В общей сложности Душанбе в разное время направил в Москву более 20 запросов на задержание политика. Один из них сработал в июле 2001 года. Однако поднятая в СМИ России и Запада шумиха, вмешательство правозащитников Алексея Симонова и Сергея Ковалева, а также письма президента Франции Жака Ширака и вице-канцлера Германии Йозефа Фишера президенту Владимиру Путину спасли таджикского политика от экстрадиции на родину. Но оставаться в Москве Атовуллоеву стало опасно – ему угрожали расправой. Поэтому журналист с семьей перебрался в Германию. И, как показало время, это было правильное решение. Ведь, с одной стороны, таджикская Генпрокуратура продолжала настаивать на его аресте и экстрадиции, несмотря на то, что российская сторона их отклоняла, а с другой – в январе 2012 года во время недолгого пребывания в Москве на таджикского оппозиционера было совершено покушение.
Атовуллоев действительно попортил много крови тем, кто сегодня находится у власти в Таджикистане. Со страниц российских газет (в разное время он сотрудничал с «Новой газетой», «Новыми известиями», «Московскими новостями» и журналом «Однако») он обвинял высшее руководство республики в наркоторговле и разворовывании кредитов, выделяемых Душанбе Россией и странами-донорами. Масла в огонь добавляли его скандальные интервью. Последней каплей стал оскорбительный для президента Эмомали Рахмона комментарий к видеосюжету со свадьбы его старшего сына, показанному по спутниковому каналу «К-плюс», вещающему на страны Средней Азии и Казахстан, а потом выложенному в YouTube и Facebook. С учетом всего этого инцидент с Атовуллоевым не мог быть случайным.
Руководитель Общества по правам человека Иззат Амона считает, что «задержание Атовуллоева в «Шереметьево» было незаконным». «Если замгенпрокурора Таджикистана утверждает, что запроса на задержание оппозиционного политика в Россию не отправляли, тогда вопрос остается открытым: по чьей просьбе Атовуллоева пять часов держали в транзитной зоне, а затем выслали обратно в Прагу тем же самолетом? Считается ли данный инцидент депортацией?» – сказал «НГ» таджикский правозащитник.
«НГ» удалось связаться по телефону с Дододжоном Атовуллоевым, который ответил на ряд вопросов. Он сообщил, что с 2001 года является гражданином Германии. В понедельник он прибыл в Россию, имея годовую визу. Никаких нарушений паспортного или визового контроля с его стороны не было. Равно как и нет никаких запрещающих отметок в его паспорте. Штампа о депортации российские пограничники не поставили, а значит, и депортации как таковой не было. Атовуллоев также сообщил, что после демонстрации сюжета о свадьбе сына Рахмона на канале «К-плюс» его предупредили о готовящемся на него покушении. «В целях безопасности я на время уехал из Москвы в Лондон, а оттуда в Прагу. Проанализировав задержание в «Шереметьево», я пришел к выводу, что стою на правильном пути», – заявил «НГ» Атовуллоев.
Наблюдатели инцидент связывают с предстоящими выборами президента Таджикистана. Действующий глава государства скорее всего пойдет на очередной семилетний срок, хотя официально о намерении баллотироваться он еще не объявлял. Также неизвестны имена других кандидатов. Но на всякий случай чиновники начали нейтрализацию возможных соперников. В последнее время особую популярность в Таджикистане приобрело инспирирование судебных процессов против лидеров создаваемых партий. Так, лидер еще не зарегистрированной партии промышленников и предпринимателей «Новый Таджикистан» Зайд Саидов находится под арестом уже третий месяц. Его обвиняют в коррупции. Лидер созданной в России политической «Группы 24» Умарали Кувватов также под арестом. В конце декабря прошлого он был задержан по запросу спецслужб Таджикистана в Дубае, где и находится по сей день, – только благодаря вмешательству депутатов Европарламента процесс его экстрадиции на родину был приостановлен. В аэропорту Киева «Борисполь» по запросу из Душанбе задержан бывший премьер и экс-кандидат в президенты Абумалик Абдуллоджанов, эмигрировавший несколько лет назад в США.