Фото Reuters
Особо подчеркивается, что «вопросы по учению отрабатываются на оперативном фоне обострения межнациональных противоречий, расширения масштабов деятельности международных террористических и экстремистских организаций в регионе коллективной безопасности, с использованием территории условных сопредельных государств». Подобные задачи, если вспомнить, не раз за последние годы решались и армейскими подразделениями КСОР в ходе многочисленных учений. Такие маневры запланированы и на будущее. Борьба с террористическими группировками на фоне обострения межнациональных, межрелигиозных и иных противоречий актуальна для многих постсоветских государств, особенно для России и стран Центральной Азии. Безусловно, страны, входящие в систему коллективной обороны, хотят аккумулировать такой опыт борьбы, в том числе и опыт не только армейских подразделений, но правоохранительных органов, спецслужб. Поэтому замысел «Кобальта» в целом логичен и понятен. Как и в случае с учениями армейских подразделений, спецназ правоохранительных органов ОДКБ учится отражать террористические угрозы. Но вот вопрос: какие это угрозы – внешние или внутренние?
В реальности активность НВФ, как правило, порождена внутренними проблемами страны, социальными и политическими противоречиями. Между тем генсек ОДКБ Николай Бордюжа не раз заявлял, что его организация не станет инструментом для решения внутриполитических проблем государств. «Мы уходим вообще от жандармских функций», – заявил он на одном из телемостов, посвященных итогам деятельности ОДКБ.
Именно этим объяснялась отстраненность силовых структур ОДКБ от участия в событиях 2010 года на юге Киргизии, когда многочисленные незаконные формирования с той и другой стороны участвовали в межнациональном конфликте киргизов и узбеков. Не отреагировало ОДКБ и на конфликт между боевиками и местными властями летом 2012 года в Горном Бадахшане Таджикистана. Хотя президент Белоруссии Александр Лукашенко предлагал структурам ОДКБ помочь руководству республики навести там порядок. Возникает вопрос: если руководство ОДКБ не намерено вмешиваться в ситуации, когда от действий боевиков страдают население и власти, то зачем организовывать и проводить учения спецназа внутренних войск и полиции, подобные «Кобальту-2013», а также другие военные учения КСОР? Для показухи? Для подготовки к борьбе с какими-то абстрактными силами?
Эксперты не раз подчеркивали, что за все время своего существования силовые структуры ОДКБ никогда не принимали участия в разрешении каких-либо реальных конфликтов на территории бывшего СССР. Казалось бы, что новые реалии и угрозы, идущие из Афганистана, обострение приграничных и межэтнических противоречий между государствами Центральной Азии, нацеленность определенных политических, религиозных и иных группировок к свержению существующих там политических режимов должны активизировать деятельность руководителей ОДКБ. Давно уже ожидается, что кроме организации показных маневров, всевозможных саммитов и совещаний они должны начать делать практические шаги по превращению организации в работоспособный авторитетный орган.
Однако этого не происходит. Ни шатко ни валко, без должной динамики реформируется Объединенный штаб ОДКБ. Силы специальных операций и авиационная группировка сил ОДКБ, о необходимости создания которых говорится уже более полугода, существуют во многом пока только на бумаге. Руководители ОДКБ не раз подчеркивали, что между странами, входящими в систему коллективной обороны, существует активное военное и военно-техническое сотрудничество, что, к примеру, техника и вооружение продаются по льготным ценам и т.п. Но, как выяснилось на учениях «Кобальт-2013», механизм соглашения о льготных поставках спецтехники и спецсредств правоохранительным органам государств ОДКБ на деле не работает и нуждается в совершенствовании. Это признал сам Бордюжа, который проводил в Ростове-на-Дону совещание с участием замминистров внутренних дел государств организации.
Но в том, что работа ОДКБ во многом неэффективна, вряд ли виноват только Николай Бордюжа. К сожалению, руководители государств, которые эту организацию создали, и в первую очередь руководители России, не видят в ней большого толка. Вроде организация есть, она вроде нужна, а применить ее с пользой для дела почему-то не получается… У нас почему-то принято ругать блок НАТО, говорить о его агрессивной сущности. Но никто не скажет, что этот альянс – аморфная малоэффективная организация. Видимо, руководителям ОДКБ стоит поучиться у североатлантических партнеров, как сделать коллективную оборону, как и НАТО, действенной и конкретной.