Фото Reuters
Вчера в Ростовской области завершилась активная фаза тактико-специальных учений «Кобальт-2013» спецподразделений органов внутренних дел (полиции) государств – членов Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). По официальной версии, формирования сил специального назначения (ФССН) Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) организации «отрабатывали задачи по уничтожению незаконного вооруженного формирования» (НВФ).Особо подчеркивается, что «вопросы по учению отрабатываются на оперативном фоне обострения межнациональных противоречий, расширения масштабов деятельности международных террористических и экстремистских организаций в регионе коллективной безопасности, с использованием территории условных сопредельных государств». Подобные задачи, если вспомнить, не раз за последние годы решались и армейскими подразделениями КСОР в ходе многочисленных учений. Такие маневры запланированы и на будущее. Борьба с террористическими группировками на фоне обострения межнациональных, межрелигиозных и иных противоречий актуальна для многих постсоветских государств, особенно для России и стран Центральной Азии. Безусловно, страны, входящие в систему коллективной обороны, хотят аккумулировать такой опыт борьбы, в том числе и опыт не только армейских подразделений, но правоохранительных органов, спецслужб. Поэтому замысел «Кобальта» в целом логичен и понятен. Как и в случае с учениями армейских подразделений, спецназ правоохранительных органов ОДКБ учится отражать террористические угрозы. Но вот вопрос: какие это угрозы – внешние или внутренние?
В реальности активность НВФ, как правило, порождена внутренними проблемами страны, социальными и политическими противоречиями. Между тем генсек ОДКБ Николай Бордюжа не раз заявлял, что его организация не станет инструментом для решения внутриполитических проблем государств. «Мы уходим вообще от жандармских функций», – заявил он на одном из телемостов, посвященных итогам деятельности ОДКБ.
Именно этим объяснялась отстраненность силовых структур ОДКБ от участия в событиях 2010 года на юге Киргизии, когда многочисленные незаконные формирования с той и другой стороны участвовали в межнациональном конфликте киргизов и узбеков. Не отреагировало ОДКБ и на конфликт между боевиками и местными властями летом 2012 года в Горном Бадахшане Таджикистана. Хотя президент Белоруссии Александр Лукашенко предлагал структурам ОДКБ помочь руководству республики навести там порядок. Возникает вопрос: если руководство ОДКБ не намерено вмешиваться в ситуации, когда от действий боевиков страдают население и власти, то зачем организовывать и проводить учения спецназа внутренних войск и полиции, подобные «Кобальту-2013», а также другие военные учения КСОР? Для показухи? Для подготовки к борьбе с какими-то абстрактными силами?
Эксперты не раз подчеркивали, что за все время своего существования силовые структуры ОДКБ никогда не принимали участия в разрешении каких-либо реальных конфликтов на территории бывшего СССР. Казалось бы, что новые реалии и угрозы, идущие из Афганистана, обострение приграничных и межэтнических противоречий между государствами Центральной Азии, нацеленность определенных политических, религиозных и иных группировок к свержению существующих там политических режимов должны активизировать деятельность руководителей ОДКБ. Давно уже ожидается, что кроме организации показных маневров, всевозможных саммитов и совещаний они должны начать делать практические шаги по превращению организации в работоспособный авторитетный орган.
Однако этого не происходит. Ни шатко ни валко, без должной динамики реформируется Объединенный штаб ОДКБ. Силы специальных операций и авиационная группировка сил ОДКБ, о необходимости создания которых говорится уже более полугода, существуют во многом пока только на бумаге. Руководители ОДКБ не раз подчеркивали, что между странами, входящими в систему коллективной обороны, существует активное военное и военно-техническое сотрудничество, что, к примеру, техника и вооружение продаются по льготным ценам и т.п. Но, как выяснилось на учениях «Кобальт-2013», механизм соглашения о льготных поставках спецтехники и спецсредств правоохранительным органам государств ОДКБ на деле не работает и нуждается в совершенствовании. Это признал сам Бордюжа, который проводил в Ростове-на-Дону совещание с участием замминистров внутренних дел государств организации.
Но в том, что работа ОДКБ во многом неэффективна, вряд ли виноват только Николай Бордюжа. К сожалению, руководители государств, которые эту организацию создали, и в первую очередь руководители России, не видят в ней большого толка. Вроде организация есть, она вроде нужна, а применить ее с пользой для дела почему-то не получается… У нас почему-то принято ругать блок НАТО, говорить о его агрессивной сущности. Но никто не скажет, что этот альянс – аморфная малоэффективная организация. Видимо, руководителям ОДКБ стоит поучиться у североатлантических партнеров, как сделать коллективную оборону, как и НАТО, действенной и конкретной.