Фото Reuters
С проектом резолюции можно ознакомиться на сайте ПА ОБСЕ. По своему содержанию он ничем не отличается от документов, принимаемых в последние годы различными международными организациями в отношении Белоруссии. Властям рекомендуют освободить и реабилитировать политзаключенных, восстановить лицензии адвокатов, которых они лишились из-за того, что защищали политзаключенных, дать возможность свободно развиваться гражданскому обществу и СМИ, отменить смертную казнь. Правда, есть и более глобальные рекомендации: вернуться к Конституции 1996 года и восстановить баланс ветвей власти, а также «привести законы страны в соответствие с европейскими стандартами». При этом ПА ОБСЕ очень сожалеет, что ограничено сотрудничество между официальным Минском и многими институтами этой организации, в частности – рабочей группой ПА ОБСЕ по Белоруссии, которая не имела возможности посетить страну. «Нарушения прав человека в Республике Беларусь по-прежнему носят системный и эндемический характер, о чем наглядно свидетельствует централизация законодательной и исполнительной власти в руках президента, чьи указы являются основным законодательным механизмом в стране», – констатируется в проекте резолюции.
На сессии присутствует официальная белорусская делегация во главе с вице-спикером Палаты представителей Виктором Гуминским. В Стамбул также отправились председатель комиссии по международным делам и национальной безопасности Совета Республики Владимир Сенько и член комиссии по международным делам Палаты представителей Валентина Леоненко. Накануне поездки представители официального Минска сообщили журналистам, что в Стамбуле они будут «противодействовать антибелорусским настроениям» и говорить с трибуны ассамблеи о «недопустимости экономического давления и визовых санкций».
Напомним, что на минувшей неделе официальный Минск обнадежило, а местную оппозицию расстроило временное приостановление визовых санкций в отношении главы белорусского МИДа Владимира Макея. Власть сочла это признаком налаживания диалога, а ее оппоненты – слабостью европейской позиции. По мнению представителей оппозиции, власть может трактовать уступки без выполнения условий как индульгенцию и провоцировать на вседозволенность. В качестве примера они приводят уголовное дело «шпиона» Андрея Гайдукова, приговор по которому должен быть вынесен сегодня. Молодого человека обвиняли в измене государству – якобы он собирал некие сведения для иностранных спецслужб. Это все, что было известно по делу, которое грозило лишением свободы от 7 до 15 лет. В полной тайне дело также переквалифицировали на некую другую статью, что грозит Гайдукову уже лишь двумя годами лишения свободы. Об этих метаморфозах журналистам сообщил генеральный прокурор Алексей Конюк. «Человека обвиняют, бросают в тюрьму, но статью не называют. Делают из тебя преступника, но не говорят, за что», – высказался по этому поводу бывший сотрудник КГБ, подполковник Валерий Костко. «Даже по громким делам в советское время давали информацию, за что человека судят», – напоминает он. Крутить дальше шпионское дело – доводить ситуацию до полного абсурда, после чего обвиняемого надо расстреливать, чтобы никто ничего не узнал. У спецслужб хватило ума не наращивать этот снежный ком дальше и пойти на попятную», – комментирует он переквалификацию обвинения.
По мнению белорусских экспертов, очередная резолюция по Белоруссии для властей – факт неприятный, но не катастрофический, поскольку и без того сложную внешнеполитическую обстановку не ухудшит. В то же время и напугать официальный Минск она не может, поскольку никакие реальные санкции, кроме морального неодобрения, за принятием резолюции не стоят.
Минск