Гасить конфликты на таджикско-киргизской границе приходится военным. Фото с сайта www.azattyk.org
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон с двухдневным официальным визитом посетит в конце мая соседнюю Киргизию. На переговорах с Алмазбеком Атамбаевым он обсудит комплекс двусторонних отношений, в том числе старую проблему делимитации государственной границы. Встреча двух президентов состоится в преддверии неформального саммита ОДКБ.«Визит Рахмона в Бишкек – это в первую очередь сверка позиций перед неформальным саммитом ОДКБ, который пройдет в киргизской столице 28 мая», – сказал «НГ» доктор исторических наук, эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев. На этом заседании, как заявил генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа, «президенты будут обсуждать те шаги, которые необходимо предпринять в ближайшее время». Речь идет о предстоящем выводе коалиционных войск из Афганистана и соответственно переформатировании сил в регионе. По мнению эксперта, Таджикистан и Киргизия занимают схожие позиции. «И Атамбаев, и Рахмон в равной степени ожидают преференций от России и в то же время не хотят быть «негостеприимными» в отношениях к США и НАТО. В киргизском случае речь идет о сохранении уже набившей оскомину авиабазы Пентагона в аэропорту «Манас» и создании ряда объектов, в частности военной базы в Оше, в Баткене, а в таджикском – о предоставлении американцам аэродрома «Айни», возможных военных объектах в Мургабе и ряде других пунктов», – считает Александр Князев.
После приостановления Узбекистаном членства в ОДКБ Таджикистан и Киргизия внешне выглядят верными союзниками России, но продолжают играть в «многовекторность». «При этом и Душанбе, и Бишкек прекрасно понимают, что реальных инвестиционных, иных экономических и социальных преференций, подобных российским, им никто в мире не даст. У американцев и европейцев вообще нет традиции вкладывать деньги в реальную экономику, они предпочитают тратиться на развитие «гражданского общества», которое потом может сработать против местных правящих режимов. Инвестиции Китая сложны – на всех совместных объектах работают в основном китайские же граждане, а рабочие места для таджиков есть только в России», – сказал Князев.
Душанбе ждет от Москвы поставок ГСМ по льготным тарифам, при этом сам не торопится окончательно юридически закрепить вопрос по российской военной базе в Таджикистане. Киргизия имеет квоту на такие поставки, но мало кто не знает о реэкспорте дешевых российских ГСМ из Киргизии в Таджикистан и транзитом через Таджикистан в Афганистан, что противоречит интересам российской стороны.
Бишкек ждет начала реализации гидроэнергетических проектов. Как известно, 8 мая президент Владимир Путин одобрил ратификацию межправительственного соглашения о строительстве и эксплуатации Камбаратинских ГЭС-1, а также Верхне-Нарынского каскада гидроэлектростанций. У Душанбе такое устремление тоже имеется. Кроме Рогунской ГЭС, в которую Россия намеревалась вложить более 2 млрд. долл., рассматривались проекты строительства малых и средних гидроэлектростанций. Но этот вопрос пока никак не решается. «России нет смысла вкладывать деньги в семейный банк «Ориен», обслуживающий клан Рахмона», – отметил Князев. Он полагает, что в ходе переговоров в Бишкеке Рахмон и Атамбаев будут вырабатывать некую общую тактику в отношении российской политики в регионе. «При этом Бишкек и Душанбе должны понимать, что их попытки противопоставить Россию тому же Узбекистану нереальны, это показал недавний визит президента Ислама Каримова в Москву. В иерархии международных отношений у каждого свое место», – сказал эксперт.
Что касается двусторонних отношений, то Рахмон и Атамбаев обсудят вопросы общей границы, более 470 км которой остаются несогласованными. Из-за нерешенных пограничных проблем между жителями Таджикистана и Киргизии периодически возникают конфликты, подчас переходящие в вооруженные столкновения. Конфликтный потенциал в регионе высокий – совместное использование воды, земли, межнациональные отношения и т.п. Последний инцидент произошел в конце апреля на участке «Капчыгай» Баткенского погранотряда, расположенном на границе с таджикским анклавом Ворух, из-за строительства грунтовой дороги на киргизской территории. Словесная перепалка между таджиками и киргизами переросла в массовую драку. Вмешаться в ситуацию пришлось пограничникам, которые переведены на казарменное положение.
Как сказала «НГ» киргизская правозащитница Токтайым Уметалиева, вопрос согласования границы очень болезненный и ни одна из сторон не хочет идти на уступки. «Пока Бишкек и Душанбе ведут разговоры и не желают менять свои позиции относительно того, какой участок земли кому принадлежит, может вспыхнуть новый конфликт, к тому же осложненный социальными проблемами», – сказала Уметалиева. По ее мнению, на приближающейся встрече лидеров Таджикистана и Киргизии решения этого наболевшего вопроса ожидать не приходится. С оценкой Уметалиевой в целом согласен Князев, считающий, что решение приграничных вопросов связано с целым комплексом внутренних проблем каждой из сторон – от тотальной коррупции в тех же пограничных войсках или таможенных органах до улучшения социально-экономической ситуации в приграничных районах обеих стран.