Содержать незагруженный нефтепровод Баку–Новороссийск стало слишком затратно. Фото с сайта www.nvr.transneft.ru
Россия расторгла договор с Азербайджаном о транзите нефти через свою территорию. Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. В сообщении, распространенном во вторник, говорится, что МИД РФ поручено уведомить Баку о прекращении договора. В Баку заявляют, что документов о решении правительства РФ пока не получали.«У Госнефтекомпании Азербайджана нет официальных документов от российской стороны по поводу прекращения межправительственного соглашения о транзите нашей нефти по трубопроводу Баку–Новороссийск», – об этом корреспонденту «НГ» заявил руководитель пресс-службы ГНКАР Низамеддин Гулиев, комментируя вызвавшую ажиотаж в двух странах информацию о соответствующем решении правительства РФ.
Баку, как не раз писала «НГ», все годы действия соглашения в реальности транспортировал порядка 2,5 млн. тонн. Причиной этого было стремление Баку пересмотреть тарифы или же создать банк нефти. Дело в том, что высококачественная азербайджанская нефть на выходе в Новороссийске смешивалась с менее качественной российской нефтью и поэтому теряла в цене.
По данным агентства «Туран», российская «Транснефть» в августе 2011 года инициировала пересмотр условий межправительственного соглашения с Азербайджаном: Баку предлагалось на 30–40% (до 3–3,5 млн. тонн) сократить прокачку нефти. Проект поправок к договору был отправлен на согласование в Баку, но поддержки не нашел. Тогда «Транснефть» попыталась передать невостребованные Азербайджаном квоты компании ЛУКОЙЛ, начавшей в 2010 году добычу на месторождении имени Корчагина на шельфе Каспия. Прямые ежегодные убытки «Транснефти» от обслуживания полупустого, работающего на пределе рентабельности трубопровода оценивались в 50 млн. долл. Азербайджан, в свою очередь, в 2011 году предложил использовать трубопровод БН для прокачки нефти третьих сторон. Однако с этим не согласилась уже российская сторона.
По мнению местных аналитиков, решение о прекращении действия договора по Баку–Новороссийску (БН) не стоит политизировать, как это пытаются преподнести определенные круги, не заинтересованные в развитии дружественных отношений между Россией и Азербайджаном. «Здесь скорее мы имеем дело с экономической целесообразностью», – заявил «НГ» независимый эксперт Бахтияр Гасанов. По его мнению, как «Транснефть» так и Госнефтекомпания Азербайджана были готовы к пересмотру условий договора 17-летней давности. Эту версию азербайджанского эксперта фактически подтвердил и официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин, заявивший журналистам, что «со следующего года «Транснефть» будет транспортировать транзитную азербайджанскую нефть на основе коммерческого договора». Что это будет за договор, по всей видимости, станет известно в ближайшее время.
Согласно межгосударственному соглашению между Россией и Азербайджаном о транзите азербайджанской нефти, которое было подписано в 1996 году, по нефтепроводу Баку–Новороссийск должно транспортироваться не менее 5 млн. тонн сырья в год. Тариф за его прокачку установлен в размере 15,67 долл. за тонну. Между тем Госнефтекомпания Азербайджана (ГНКАР) прокачивает по этому нефтепроводу порядка 2 млн. тонн нефти в год: 2,2 млн. тонн в 2010 году, по 2 млн. тонн в 2011–2012 годах, а планом на 2013 год предусматривается снижение до 1,6 млн. тонн. Снижение планов прокачки на 2013 год по сравнению с 2012 годом изначально связывалось с тем, что ГНКАР планировала большую часть нефти направлять на переработку.
Всего ежегодно Азербайджан добывает около 50 млн. тонн нефти. Для своих нужд страна использует около 20% этого объема, остальная часть уходит на экспорт. Помимо маршрута Баку–Новороссийск (1483 км) одним из основных направлений экспорта азербайджанской нефти является трубопровод Баку–Тбилиси–Джейхан (1773 км) пропускной способностью 50 млн. тонн в год. По нему каспийская нефть транспортируется в турецкий порт Джейхан на берегу Средиземного моря. Еще одно направление – нефтепровод Баку–Супса (837 км), по которому нефть приходит через Грузию. Его мощность около 10 млн. тонн в год. Азербайджан также активно участвует в проекте Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), который предусматривает создание маршрута Одесса–Броды–Плоцк–Гданьск. Если он будет реализован, каспийская нефть поступит по нефтепроводу в страны Западной и Центральной Европы.
Баку