Зайд Саидов (справа) знает, как вывести Таджикистан из кризиса. Фото с сайта www.ozodi.org
Власти Таджикистана продолжают зачистку политического поля перед президентскими выборами. Под репрессии попала еще не зарегистрированная в стране партия «Новый Таджикистан». Руководитель инициативной группы по созданию партии, председатель Координационного совета Ассоциации предпринимателей, экс-министр промышленности республики Зайд Саидов обвиняется в многоженстве и крупных хищениях.Известный в стране предприниматель Зайд Саидов месяц назад объявил о создании новой партии промышленников, технократов, экономистов и творческой интеллигенции «Новый Таджикистан». По его словам, партия не намерена участвовать в президентских выборах 2013 года. Стратегическая цель партии – участие в парламентских выборах 2015 года. В настоящее время идет работа над уставом партии и программой, которые инициативная группа намеревалась презентовать в конце мая на учредительном съезде партии. Однако теперь проведение мероприятия под вопросом. Лидер инициативной группы Зайд Саидов оказался под следствием, а его соратники – под давлением.
Саидов заявил, что предъявленные властями обвинения в многоженстве и хищениях связаны с его политической деятельностью, а конкретно – с созданием партии «Новый Таджикистан». «Я не знаю, почему такая острая реакция на инициативу, которая осуществляется в рамках закона», – заявил он в телефонном интервью таджикской службе Радио «Свобода» из Парижа, где находится с командой на чемпионате мира по настольному теннису – Саидов с 2007 года возглавляет Федерацию настольного тенниса Таджикистана.
За время отсутствия в его доме в Душанбе был произведен обыск, а все домочадцы, включая беременную дочь и малолетнего сына, приведены в прокуратуру для дачи показаний. Зайда Саидова обвиняют в хищениях в особо крупных размерах: его компания «Тодж-Сохтмон Байналмиллал» при строительстве бизнес-центра «Душанбе-Плаза» якобы допустила приписку в размере 2 млн. сомони (400 тыс. долл.). Однако сам бизнесмен утверждает, что «данное обвинение носит заказной характер». «Работа была выполнена на высоком уровне и в срок. Заказчик – мэрия Душанбе – претензий к исполнителю не имела. Президент Эмомали Рахмон и мэр столицы Махмудсаид Убайдуллаев, увидев здание, выразили удовлетворение. Отмечу, что моя компания при этом понесла убыток в 6 млн. долл., но при этом я никому не жаловался», – сообщил Саидов.
Второе уголовное дело в отношении Саидова возбуждено по статье 170 УК Таджикистана за многоженство. По сообщению прокуратуры, «Саидов одновременно живет с четырьмя женами, что противоречит общечеловеческим и цивилизованным нормам». На это обвинение таджикский политик ответил, что «готов ответить перед законом за все стороны личной жизни», и пояснил, что «сегодня я живу лишь с одной женой», а «матери моих детей находятся под патронажем их сыновей, перед которыми как отец несу ответственность, постоянно навещаю их, и для меня очень важны их поведение и воспитание, образование и поступки». В ближайшие дни он собирается вернуться в Душанбе и ответить на все вопросы следствия. Политик уверен, что он чист перед законом.
Впрочем, в этом не сомневаются и таджикские эксперты, которые считают, что дискредитация лидера создающейся партии «Новый Таджикистан» идет по указу сверху. Власть боится появления на политической сцене конкурентов накануне президентских выборов. «Проект Зайда Саидова оказался настолько хорош, даже в зачаточном состоянии, что власти увидели в нем серьезную угрозу. Никто не выводил людей на улицу, никто не звал на баррикады, чтобы кого-то свергать. Просто собрались дельные люди и сказали важные и точные слова о необходимости перемен в сфере экономики, образования, вывода страны из кризиса поступательно, взвешенно, без потрясений. Люди заявили о центристской позиции, которую заняли известные представители самых разных регионов. Если бы этого проекта не было, его должны были бы выдумать сами власти, чтобы избежать возможности критического развития событий, из чувства самосохранения. Однако судя по всему власти лишены этого чувства и не способны реально оценивать ситуацию. Атакуя сегодня Зайда Саидова, власти бьют по своим же позициям и по стабильности, по интересам граждан, поляризуя общество и усиливая позиции радикалов», – сказал «НГ» таджикский политолог Темур Варки.
«Ни один политтехнолог не мог бы сейчас сделать лучше политическую рекламу для еще не зарегистрированной политической партии, как это сделали власти», – считает председатель Социал-демократической партии Рахматилло Зойиров. По его мнению, остерегаться еще не зарегистрированной партии и тем более возбуждать уголовные дела в отношении ее инициатора абсолютно нелогично. Лидер Коммунистической партии Шоди Шабдолов считает, что «властям Таджикистана не стоит делать глобальную политику вокруг семейных отношений отдельных лиц». «Если власти начнут проводить проверку на предмет выяснения вопроса многоженства, то в нынешнем Таджикистане многие известные люди за это могут «попасть», – сказал политик. Эксперты сходятся во мнении, что власть рискует получить в лице Зайда Саидова нового и влиятельного оппонента.
«Возрастающее давление на оппозиционные и относительно самостоятельные общественные силы связано с тем, что информационно-аналитическая поддержка Рахмона ослабла. В результате определенным силам из президентского же окружения удалось убедить его в якобы исходящей от США и России угрозы свержения», – сказал «НГ» руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин. По мнению эксперта, таджикский президент испугался и поэтому ведет себя непоследовательно, воюет с несуществующими угрозами и этим только усугубляет ситуацию. По словам Собянина, на самом деле сейчас в Таджикистане нет политических или общественных организаций, способных взять власть, – силовые структуры достаточно сильны, и ситуация в целом стабильна.