К постоянному военному присутствию России в Белоруссии наши союзники относятся неоднозначно. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ
Белорусская и международная общественность продолжает обсуждать перспективы создания в Белоруссии российской авиационной базы. Местная оппозиция заявляет о российской оккупации, эксперты полагают, что в основе согласия белорусского президента – стремление любыми путями сохранить собственную власть.Договоренности, озвученные в ходе визита в Минск министра обороны России Сергея Шойгу, о создании в Белоруссии российской авиационной базы вызвали бурную реакцию местной общественности. Мгновенно отреагировала оппозиция. «Размещение на территории Беларуси российских военных баз не только противоречит национальным интересам и Конституции Республики Беларусь, статусу Беларуси как нейтрального государства, но и ставит под угрозу безопасность каждого белоруса», – заявил лидер старейшей белорусской правой партии Белорусский народный фронт (БНФ) Алексей Янукевич. «Россия перешла к неприкрытым действиям, направленным на превращение Беларуси в буферную зону по защите своих интересов... Кремль хочет за счет жизни белорусов гарантировать свое спокойствие и безопасность», – считает он.
Центристы и те оппозиционные партии, которые ратуют за разумное сотрудничество как с Западом, так и с Востоком, соглашаясь с негативной оценкой коллег по оппозиционному лагерю, делают упор на мотивы, которыми руководствуется президент Лукашенко, допуская в свою страну российские военные базы. «Это расплата за то, что мы имеем подарки в виде дешевых нефти и газа», – уверен экс-кандидат в президенты, лидер движения «За свободу» Александр Милинкевич. «Это не Россия размещает авиабазы на территории Беларуси. Это диктатор Лукашенко размещает российский военный объект на нашей территории. Делается это с целью укрепления диктатуры для ее защиты от демократических перемен», – считает ярый противник Лукашенко, его соперник на минувших президентских выборах, а ныне политэмигрант Андрей Санников. При этом политика возмущает не сам факт размещения в Белоруссии военных баз другой страны. «Военные базы другого государства на территории страны — явление достаточно обычное», – говорит он и уточняет, что такое решение должен принимать парламент при участии широкой общественности. В случае с Лукашенко речь идет не только о его желании удерживать власть, но и о намерении угрожать Европе.
Правда, Европа в лице ближайших соседей пока не склонна видеть что-то угрожающее в новом этапе военного сотрудничества. Во всяком случае это следует из заявления литовского министра обороны Юозаса Олякаса тамошним СМИ. «Мы уже некоторое время наблюдаем сотрудничество между Беларусью и Россией, и, видимо, пришло такое время, когда интеграция, в особенности в области обороны, между этими государствами усиливается», – констатировал он. Справедливости ради стоит заметить, что не все политические силы в Литве единодушны в оценке происходящего. «Создание любой военной базы возле Литвы, тем более авиабазы, имеет и другие последствия. Беларусь втягивается в военные действия России, направленные против всех стран Балтии», – считает член Комитета обороны Сейма Литвы Арвидас Анушаускас.
Ведущий белорусский военный эксперт Александр Алесин утверждает, что такие решения просматривались уже давно, когда белорусские власти признали, что по техническим причинам вынуждены вывести из эксплуатации сначала истребители СУ-27, а потом и бомбардировщики СУ-24. Денег на их замену у Белоруссии нет, поэтому логично «закрыть дыры» в небе российскими истребителями. То, что договориться удалось именно сейчас, эксперт объясняет нынешней экономической слабостью Белоруссии.
Экспертное сообщество может только строить версии относительно того, что именно получит Лукашенко в результате военной сделки: это и кредиты, и гарантии поставки запрашиваемых объемов нефти, и даже временное согласие на «торможение» приватизационных проектов. «Идет очередной этап продажи геополитической лояльности в обмен на экономические преференции», – считает политический обозреватель Александр Класковский. Его коллега Юрий Дракохруст полагает, что плата не будет очень большой, поскольку «этот полк не сильно меняет стратегический баланс в регионе». По этой же причине он не ожидает усиления напряженности в отношениях с соседями. «И авиация ПВО, и С-300 – это все же сугубо оборонительное оружие», – аргументирует он свою точку зрения. В любом случае в основе сделки – экономическая слабость Белоруссии, вызванная неадекватной экономической политикой Александра Лукашенко и его желанием сохранить власть.
Зачем в Белоруссии создается российская авиационная база? Это вопрос, говорит ответственный редактор «Независимого военного обозрения» Виктор Литовкин, для президентов и руководителей военных ведомств. Тем не менее, если отбросить политическую составляющую, которой можно спекулировать, можно найти чисто военный ответ на этот вопрос. И искать его надо в действиях НАТО, которое разместило в Литве, под Шяуляем, свою авиационную базу, считает эксперт. Он пояснил: «На ней в постоянной боевой готовности находятся четыре натовских истребителя-бомбардировщика F-16, которые способны нести к цели американские атомные бомбы свободного падения В61. F-16 регулярно барражируют небо Балтии. А бомбы, предназначенные для них, в свою очередь, размещены на шести авиационных базах пяти государств Североатлантического альянса – Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов и Турции. Для России эти бомбы, которые представляют собой тактическое ядерное оружие, размещенное на истребителях-бомбардировщиках, становятся стратегическими, ибо от Шяуляя до Минска или Смоленска и Москвы им минут пятнадцать лету. Надо ли защищать Союзное государство от такой, с позволения сказать, возможной перспективы? Любой более или менее здравомыслящий военный человек скажет: безусловно».
Не надо забывать и о планах США разместить на территории Польши свои объекты ПРО, которые вызывают большое беспокойство в России, как средство нейтрализации ее сил стратегического сдерживания, замечает Литовкин. «Сейчас в Вашингтоне утверждают, что пошли навстречу озабоченностям Москвы и несколько изменили свои планы, но в Кремле, где получили письмо от Обамы, говорят, что те изменения, которые предлагают США, не снижают наших озабоченностей. И авиационная база в Белоруссии – это, может быть, тоже своеобразный щит от возможных неприятностей, связанных с ПРО в Польше», – делает вывод эксперт.
Минск