У премьер-министра Грузии есть ответы на любые вопросы. Фото Reuters
Премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили в воскресенье выехал в Страсбург, где запланировано его выступление на заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Там же в ближайшие два дня состоится первая после войны 2008 года встреча делегаций России и Грузии в полных составах. Как сказал председатель комитета Госдумы РФ по международным делам Алексей Пушков, российская делегация намерена спросить у Иванишвили об изменениях внешней политики грузинского руководства в отношении России.«Мы хотим задать вопросы Бидзине Иванишвили относительно того, насколько он собирается менять внешнюю политику Грузии, в частности, в отношении России, потому что пока все официальные заявления грузинских властей идут в русле той внешней политики, которую проводил Саакашвили», – отметил Пушков. Он также сказал, что «хотелось бы понять, какие будут изменения, которые дают основания считать, что есть возможность надеяться на улучшение отношений с Грузией».
Подобная постановка вопроса ребром способствовать наметившемуся улучшению отношений между Москвой и Тбилиси не может. В ответ закономерно может прозвучать вопрос: а что сама Россия делает и вообще готова ли она, в свою очередь, изменить политику в грузинском направлении? Тем более что надежды на смягчение Россией визового режима для граждан Грузии пока не оправдались. Вплоть до того, что по Тбилиси загуляла желчная шутка: «С Россией никакого визового режима нет – самих виз просто нет». То есть получить разрешение на въезд в Россию рядовому жителю Грузии – дело почти немыслимое. Есть продвижение по торговой части – несколько грузинских компаний вот-вот начнут поставлять продукцию на российские рынки. Но если копнуть глубже, дело не только в благоволении Роспотребнадзора, а еще и во взятых Россией обязательств в рамках ВТО. Плюс Таможенный союз, в двух государствах которого – Белоруссии и Казахстане – грузинская продукция реализуется без каких-либо ограничений.
Зато Тбилиси в качестве доказательства желания улучшить отношения с Москвой может предъявить отсутствие визового режима для граждан России, либеральное отношение к присутствию российского капитала в местной экономике, заинтересованность в его притоке, открытие только за последние две-три недели многочисленных курсов по изучению русского языка и даже переименование пары развлекательных объектов на российский лад. Наверное, в данном случае не столь важно, что часть приведенных «доказательств» имела место еще при правительстве Михаила Саакашвили. И, конечно, не надо забывать о том, что новые власти создали отдельный от МИД Грузии специальный институт по улучшению отношений с Россией, который возглавил опытный дипломат Зураб Абашидзе.
Из многочисленных заявлений Бидзины Иванишвили, посвященных российско-грузинским отношениям, складывается впечатление, что Тбилиси ради их улучшения готов на все, кроме отказа от притязаний на восстановление территориальной целостности страны. Потому, собственно, сложнейшие и болезненные абхазскую и югоосетинскую проблемы Москва и Тбилиси в ходе встреч в Швейцарии и Чехии, посвященных урегулированию отношений, договорились не затрагивать и обсуждать на первых порах вопросы, которые можно решать уже сейчас.
Пресс-служба премьер-министра Грузии, комментируя его визит в Страсбург, сообщила, что на заседании ПАСЕ Иванишвили выступит завтра. Его речь посвящена реформам в Грузии, «вопросам развития демократии, осуществления судебной и конституционной реформ и ряду других важных вопросов». После выступления Иванишвили ответит на вопросы евродепутатов. В том числе российской делегации.
Советник премьер-министра Грузии Гия Хухашвили сказал «НГ», что в «вопросе ребром» об изменении политики Грузии в отношении России ничего хорошего нет, а есть только конфронтационное начало, «но у Иванишвили и на это есть чем ответить». «Никакого смысла в предъявлениях друг к другу претензий, условий, отчетов и т.п. нет. Разговор не стоит вести в таком тоне», – заявил Хухашвили «НГ». По его мнению, тенденция к некоторому улучшению межгосударственных отношений есть, и надо двигаться в этом направлении. «Стороны изменили риторику – заявления, отдающие холодной войной, почти исчезли. Мы готовы считать открытие Россией рынка сбыта для грузинской продукции шагом навстречу. Системных позитивных изменений, наверное, ожидать пока не стоит. Проблемы надо преодолевать шаг за шагом, решать задачи постепенно, отказываясь от малейшей деструкции», – сказал «НГ» советник премьер-министра Грузии.