Александр Лукашенко решил сэкономить на аппарате, уволив 13 тысяч госслужащих. Фото Reuters
В Белоруссии стартует кампания по реформированию и сокращению чиновничьего аппарата на 25%. За счет сокращения одних президент Александр Лукашенко надеется повысить зарплату другим, чем остановить деградацию системы госуправления. Однако в белорусском обществе многие скептически относятся к новой президентской затее, считая ее всего лишь имитацией реформы.Указ о реформе структуры госаппарата, именуемой «оптимизацией», а также о его 25-процентном сокращении президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал в минувшую пятницу. Пока общественность ознакомилась лишь с его основными положениями: сократить численность финансируемых из бюджета работников на 25%, а оставшимся чиновникам поднять зарплату. Новые ее размеры, а также предложения по поводу того, как поднять престиж госслужбы, правительство должно представить главе государства уже к 1 мая. Несмотря на то, что, задумывая такую реформу, Лукашенко велел не предоставлять увольняемым чиновникам никаких льгот, указ оказался относительно гуманным и на год сохранил за ними право обслуживаться в спецполиклинике. Кроме того, экс-чиновники получат выходное пособие и отсрочки по уплате кредитов, если таковые у них есть.
Каким принципом будут руководствоваться при увольнении чиновников, пока не ясно. Приложения к указу оговаривают лишь новое количество чиновников органов госуправления. Да и то документ, в котором речь идет о численности министерств и ведомств, является закрытым для общественности. Из опубликованного можно сделать вывод лишь о том, что статус чиновников потеряют многие технические работники, правда, сохранив при этом рабочие места.
Основная причина реформирования госаппарата – желание сэкономить в условиях отсутствия средств. Экономия бюджетных средств за счет сокращения госслужащих может составить около 1 трлн. белорусских рублей (порядка 115 млн. долл. – «НГ»), поделился своими расчетами заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Сергей Гриц. Он полагает, что сокращение коснется 12–13 тыс. человек. С озвученными масштабами возможной экономии согласны и независимые эксперты. Сокращение 13 тыс. чиновников может принести экономию в 130 млн. долл., так как один чиновник обходится бюджету в 10 тыс. долл., рассуждает экономист Леонид Заико.
Госэксперты, традиционно восхваляющие каждое решение власти, и в этот раз говорят о том, что это «взвешенное, стратегически верное решение». «Идет объективная модернизация госаппарата в соответствии с поступательным развитием страны», – комментирует происходящее руководитель аналитического центра EcooM Сергей Мусиенко.
Соглашаясь с тем, что государственный аппарат нуждается в реформе, негосударственные эксперты не верят в результативность намерений Лукашенко что-то изменить. Главный аргумент – отсутствие логики реформирования. Эксперты в большинстве своем убеждены в том, что сначала нужно сокращать ненужные функции госаппарата, а потом ставшие лишними должности. «Нужно модернизировать систему, чтобы она была саморегулируемой, а такой системой в политике является демократия, а в экономике – свободная экономика», – говорит политолог Алексей Король. «Надо сокращать такие функции власти, как пропаганда и идеология административно-командной модели развития», – конкретизирует этот тезис экс-глава Нацбанка Белоруссии Станислав Богданкевич. В то же время, по мнению эксперта, этому не суждено быть, потому что такая реформа приведет к либерализации, а значит, «системному» самоубийству.
Многие эксперты полагают, что состоится имитация реформы. «Сокращаются вакансии, сокращают тех, кто на пенсии», – утверждает председатель Белорусского конгресса демократических профсоюзов (БКПД) Александр Ярошук. Кстати, источники «НГ» в чиновничьей среде подтверждают тот факт, что в министерствах и ведомствах довольно много незаполненных вакансий, и коль система функционировала в таком состоянии, то и их сокращение не повлечет негативных последствий. Белорусская система госуправления забюрократизирована до предела, что раздражает как хозяйственников и предпринимателей, так и простой народ. Поэтому президент намерен сделать вид, что борется с этим явлением, рассуждают те эксперты, которые говорят об имитационном характере реформы.
Правда, есть и другие точки зрения. Некоторые местные наблюдатели полагают, что в этот раз Лукашенко вынужден будет реально сократить госаппарат хотя бы для того, чтобы иметь возможность поднять зарплату оставшимся и остановить отток более-менее квалифицированных кадров. Уже ранее отмечалось, что наиболее грамотные специалисты покинули ряды чиновничества. Причина – низкие зарплаты и невыполнимые, противоречащие друг другу указания. Например, зарплата белорусских министров едва превышает тысячу долларов. На коммерческих предприятиях практически такой доход имеют специалисты среднего звена.
Если одних чиновников такая ситуация толкает написать заявление об уходе, то других подвигает к коррупции. Как минимум раз в неделю правоохранительные органы сообщают о задержании госслужащих или руководителей госпредприятий, приравненных к ним по уровню оплаты труда, за взятки и злоупотребления. Признать серьезность проблемы был вынужден даже сам президент. «Мне все чаще и чаще, в том числе из Комитета госбезопасности, приходит информация о деятельности коррупционной направленности отдельных руководителей органов власти. Считайте, это ваша с прокурором важнейшая задача на современном этапе. Если мы ее не решим, если мы не устраним проблемы, связанные с коррупцией в нашем государстве, дни не только нас, но и нашего государства будут сочтены», – заявил он в пятницу, назначая новое руководство КГБ.
Минск