Слухи о крайней непопулярности президента Армении сильно преувеличены. Фото с сайта www.serzhsargsyan.am
Сегодня в Ереване в Спортивно-концертном комплексе (СКК) имени К. Демирчяна состоится инаугурация президента Сержа Саргсяна. На торжественном мероприятии ожидаются президент Грузии Михаил Саакашвили, глава МИД Ирана Али Акбар Салехи, генсек ОДКБ Николай Бордюжа, высокопоставленные представители ряда стран бывшего СССР, аккредитованные в Армении дипломаты, а также местная политэлита. Оппонент Саргсяна на президентских выборах Раффи Ованнисян объявил о том, что в тот же день проведет инаугурацию самого себя на главной ереванской площади – Республики.Десятитысячному СКК имени Демирчяна куда привычнее принимать Шарля Азнавура, Сержа Танкяна или даже чемпионат мира по хоккею среди сборных одной из низших лиг. Выбор этого заведения для инаугурации обусловлен, очевидно, желанием «распорядителей» придать мероприятию массовость и помпезность. Как и первый президентский срок Саргсяна, так и второй начинается в напряженной внутренней обстановке. Пять лет назад оглашение итогов президентских выборов в пользу Саргсяна вызвало протесты сторонников первого президента страны Левона Тер-Петросяна, которые в конце концов вылились в столкновения с силами правопорядка. К дню инаугурации Саргсяна оппозиционные выступления ценой десятка жизней были подавлены, но наэлектризованность ощущалась еще долго.
Вторую клятву президента Саргсян будет приносить на фоне акций протеста главного соперника по выборам, экс-главы МИДа Раффи Ованнисяна. Он набрал сенсационно много голосов – 36%, но этим не удовлетворился и объявил себя президентом. Переговоры с официальным победителем ничего не дали. Ованнисян устроил голодовку, окончание которой совпало с завершением Великого поста. Впрочем, он не только голодал в центре Еревана, но и предъявлял Саргсяну условия различной жесткости в обмен на свою лояльность. Однако все предложения подразумевали претензию на власть, и естественно, рассматривать их никто не собирался. Тем более что в ходе переговоров с глазу на глаз победитель выборов достаточно четко дал понять Ованнисяну, на что именно тот может рассчитывать. Но, видимо, эти должности не подошли, раз круг замкнулся и экс-глава МИДа в преддверии инаугурации Саргсяна заговорил о собственной «инаугурации» на площади Республики. В тот же день.
«К Ованнисяну мало кто относится серьезно. Но так получилось, что сегодня он олицетворяет борьбу против электоральных фальсификаций», – заявил «НГ» президент Ереванского пресс-клуба Борис Навасардян. Он считает, что как только повестка протестов изменится, а это скорее всего произойдет уже завтра, ну или по мере того, как тема прошедших президентских выборов будет уступать другим приоритетам, Раффи Ованнисян постепенно будет сходить с «пьедестала». «Очевидный претендент на освобождающееся место – «Процветающая Армения» с тесно сотрудничающим с ней вторым президентом страны Робертом Кочаряном. Их активность перед столичными муниципальными выборами отвлекает внимание от формирования реальной альтернативы», – сообщил «НГ» Навасардян. По его оценке, этот вариант для будущего Армении может оказаться не лучшим из возможных.
Сегодня оценка деятельности Саргсяна – едва ли не самая популярная тема разговоров. И в этих спорах отражается состояние армянского общества, которое, безусловно, могло быть лучше. Анализируя первое пятилетнее правление Саргсяна и держа в уме увлеченность президента шахматами, напрашивается параллель с ведением им позиционной игры. Умелое противодействие оппонентам привело к тому, что главный соперник Саргсяна, Армянский национальный конгресс (АНК) Тер-Петросяна, по сути, развалился. На президентские выборы, осознавая бесперспективность, своего кандидата не стал выдвигать не только АНК, но и сильные «Процветающая Армения» или Армянская революционная федерация «Дашнакцутюн» (АРФД).
В начале своего президентства Серж Саргсян сделал эффектный ход, едва не принесший ему Нобелевскую премию мира, предложив Турции зарыть «томагавк войны». Успешно начатая комбинация «футбольной дипломатии», когда президенты двух стран ездили друг к другу и вместе смотрели матчи между сборными Армении и Турции, впоследствии по ряду причин забуксовала. Но за подписанные, хоть и не ратифицированные «цюрихские протоколы» о готовности нормализовать армяно-турецкие отношения Саргсян может записать себе большой плюс. Тем более что «протоколы» не отменены и могут быть актуализированы. Ему удалось удержать карабахскую ситуацию при том, что в какой-то момент армянская сторона стала испытывать невероятное давление. И, наконец, его немаловажная заслуга в том, что Ереван сохранил на существующем уровне отношения с Москвой и Тбилиси: во время российско-грузинской войны силы российской военной базы, дислоцированной в Армении, не были использованы в августе 2008 года, за что Саакашвили выразил Еревану глубокую благодарность.
В упрек президенту ставят экономическую стагнацию, связанный с ней отток населения, низкий уровень жизни. С этим тоже не поспорить. Как и с тем, что «первая пятилетка» Саргсяна совпала с глобальным кризисом, который только у единиц, да и то из представителей диаспоры, не отбил желание инвестировать в экономику исторической родины, вдобавок ко всему продолжающей пребывать в турецко-азербайджанской блокаде.
«После инаугурации президент осуществит кадровые реформы в госуправлении. Итоги выборов говорят о недовольстве населения и о том, что Армения нуждается в переменах. Есть много чиновников, которые засиделись на постах и не желают уходить. Они будут заменены новыми кадрами», – заявил, комментируя ситуацию в Армении, секретарь Совета национальной безопасности Артур Багдасарян.