Каха Бендукидзе готов к борьбе с чиновниками правовым путем. Фото Reuters
В среду в Тбилиси акцию протеста собирались устроить студенты Аграрного университета, которому накануне Министерство образования приостановило авторизацию из-за ряда выявленных недостатков. Согласно этому решению, вуз по окончании нынешнего учебного года приостанавливает деятельность до их устранения. Но администрация университета, преподавательский состав и студенты считают, что стали заложниками противостояния между новыми и прежними властями. Дело в том, что председателем наблюдательного совета Аграрного университета является бывший госминистр по развитию экономики Каха Бендукидзе.Каха Бендукидзе – одна из самых непопулярных фигур в Грузии. Даже тогда, когда президент Михаил Саакашвили и его «Единое национальное движение» (ЕНД) были в фаворе, госминистр, отвечавший за реформы, вызывал стойкое неприятие у большей части населения. Негативный образ «вылепился» не только благодаря предпринятым им жестким мерам по оптимизации всей экономической сферы, но и едким комментариям в прессе, агрессивному стилю ведения дискуссий и даже оскорбительным выпадам в адрес оппонентов. Фактор Бендукидзе как раздражителя общества стал со временем так значителен, что Саакашвили, сам понемногу терявший популярность, в какой-то момент осознал, что острого на язык и не всегда выбирающего выражения интеллектуала госминистра лучше задвинуть.
Однако отставка Кахи Автандиловича ситуацию сильно не изменила. В Тбилиси пребывали в уверенности, что Бендукидзе продолжает «рулить экономикой и гробить Грузию», но теперь закулисно. Сам экс-госминистр, категорически отрицая причастность к госструктурам, занялся улучшением качества образования, для чего создал частный Свободный университет, очень быстро завоевавший репутацию одного из лучших в Грузии. Параллельно Бендукидзе приглядывался к Аграрному университету, который пребывал в глубочайшем кризисе. Парадокс ситуации в том, что в стране, руководство которой в экономике делало ставку на развитие туризма и сельского хозяйства, профильного аграрного вуза к середине 2000-х годов фактически не было. Поэтому решение Бендукидзе поднять его из «руин» выглядело вполне разумным, закономерным и необходимым для Грузии.
Однако уже в те дни в Тбилиси раздались голоса скептиков, не поверивших в светлые идеи бывшего госминистра. А потом поползли слухи, что интерес Бендукидзе привлек собственно не сам университет, а немалые территории, еще со времен СССР за ним закрепленные в качестве экспериментальных угодий. Так или иначе, но Аграрный университет из едва ли не самого проблемного в сжатые сроки выдвинулся в число лучших, в котором количество учащихся перевалило за 2 тыс., что для небольшой и немногочисленной Грузии заметный показатель. Прогресс университета был столь очевиден, что решение Совета авторизации Министерства образования Грузии оказалось сродни грому средь ясного неба.
Среди основных нарушений, которые были обнаружены во время проверки, – вопрос отбора и назначения академического персонала, нехватка или отсутствие необходимой литературы, некачественная веб-страница вуза. Отмечены также, но, по некоторым данным, ревизорами не запротоколированы увольнения преподавателей и исключение около 600 студентов, не сумевших вовремя оплатить учебу.
«Все это чушь! – в присущем стиле парировал Бендукидзе. – Они не нашли книг 10 наименований, курсы которых в университете мы планируем открыть через пять лет, а сейчас они попросту не нужны». Также надуманы все прочие нарушения, как, например, то, что на видном месте не висит телефонный номер университетского врача. Бывший госминистр категорически опроверг слухи о незаконных увольнениях лекторов и исключениях несостоятельных студентов. «Никто незаконно не был уволен и никто не был исключен по причине неуплаты, – сказал он. – Вуз покидали преподаватели, не проходившие аттестацию, а студентов исключали только по причине хронической неуспеваемости: человек прогуливает лекции, не приходит на экзамены – что с таким делать?! Добросовестных, но не неплатежеспособных студентов мы устраивали на работу в нашем же вузе. Скажем, в библиотеке они получали зарплату около 200–300 лари, которые помогали им платить за учебу».
В свалившихся неприятностях Каха Бендукидзе видит исключительно желание новых властей свести счеты с ним лично: «Министерство образования Грузии решило принести в жертву 2 тысячи студентов, которые обучаются тут, и обучаются хорошо, борьбе с одним человеком. Это, по-моему, является результатом борьбы со мной». На состоявшемся брифинге он обвинил министерство в заведомой лжи: «Они распространяли информацию о том, что авторизация приостановлена. Но в действительности авторизация Аграрному университету аннулирована… Это означает, что мы не можем преподавать студентам. Скажу больше, если мы будем обучать студентов, это будет уголовным преступлением». По словам Бендукидзе, он продолжит борьбу правовым путем с беззаконием, потому что занят делом, необходимым Грузии, а «министры приходят и уходят».
В свою очередь, министр образования Георгий Маргвелашвили не согласен с оппонентом и уверяет, что никакой политической подоплеки в происходящем нет и университету будет восстановлена авторизация, то есть право продолжать деятельность, как только будут устранены недочеты – время до июня есть, а сейчас вуз не закрывается. Тем не менее это объяснение не удовлетворило студентов, и в среду они собирались устроить акцию протеста, надеясь, что к ним из солидарности присоединятся студенты других тбилисских вузов.
Комментатор «НГ» в Тбилиси юрист Константин Чиквиладзе заметил, что ситуация с Аграрным университетом туманная. Похоже, недоговаривают обе стороны: если зафиксированы вопиющие нарушения, то деятельность вуза надо останавливать немедленно; если они незначительны и их легко можно устранить за два-три месяца, то к чему весь поднятый шум. «Можно предположить, что бывший госминистр, которому Аграрный университет со всем хозяйством достался за бесценок, вознамерился избавиться от него, но уже за совсем другие деньги. Информация просочилась, и ему ставятся преграды. Но это только в качестве версии», – предположил Чиквиладзе.
Свое мнение об ажиотаже вокруг вуза высказал премьер-министр Бидзина Иванишвили. По его мнению, вопрос излишне политизирован и вполне решаем. «Выявлены недостатки. Их надо устранить, и выделенного для этого времени хватит с лихвой. Здесь нет никакой политики хотя бы потому, что в Совете авторизации работают люди, назначенные еще правительством Саакашвили, и ни о каком сведении счетов говорить не стоит», – считает премьер. Попутно он коснулся и резонанса, который вызвал жесткий ответ спикера парламента Давида Усупашвили группе депутатов Европарламента, считающих, что новое руководство Грузии меняет внешнеполитический вектор. «Я готовлю более жесткий ответ. Абсолютно согласен с написанным Давидом Усупашвили… Быть европейцем не значит, что все нас должны учить уму-разуму. Они (евродепутаты. – «НГ») написали постыдное письмо либо не знали, что подписывали. Мы сможем убедить их в том, что правда на нашей стороне, а все последние годы они получали ложь от Саакашвили», – заявил Иванишвили.
Между тем решение о приостановлении авторизации Аграрному университету опротестовал Михаил Саакашвили. Историей с вузом заинтересовались видные грузинские НПО и аппарат омбудсмена, готовый «детально изучить проблему и проинформировать общественность». Скандал не прошел мимо внимания даже посла США в Грузии Ричарда Норланда, заявившего о необходимости непредвзято ознакомиться с происходящим.