Нефть белорусским заводам требуется, но по сходной цене. Фото с сайта www.mnpz.by
Громких заявлений и решения актуальных проблем в российско-белорусских отношениях не стоит ждать раньше конца недели, когда в Санкт-Петербурге на заседании Высшего госсовета встретятся главы государств. Таково мнение экспертов, комментирующих визит в Москву белорусских переговорщиков по нефти, который состоялся вчера.
Власти Белоруссии неохотно делятся официальной информацией о ходе переговоров по актуальным вопросам, а также подготовки к проведению заседания Высшего госсовета. В лучшем случае сухое подтверждение получает информация, уже опубликованная в СМИ и обсужденная на уровне экспертов. Так, в понедельник местное информагентство «Прайм», ссылаясь на свои источники в органах госуправления, сообщило о том, что в Москву для проведения переговоров по балансу поставок нефти отправилась представительная белорусская правительственная делегация во главе с председателем правительства Михаилом Мясниковичем. Как сообщалось, в ее составе также вице-премьер Владимир Семашко, министр экономики Николай Снопков, заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Владимир Волков.
Однако, как выяснилось вчера, Михаил Мясникович в Москву не поехал, а правительственная делегация обсуждала с российскими коллегами не только нефтяные вопросы. «11 марта 2013 года состоялась плановая встреча первого заместителя премьер-министра Республики Беларусь Владимира Семашко и заместителя председателя правительства Российской Федерации Аркадия Дворковича», – сообщила пресс-служба посольства Белоруссии в Москве. «Стороны обсудили взаимодействие в энергетической сфере, перспективы развития кооперации и совместных проектов в промышленности. Также был рассмотрен ход реализации договоренностей, достигнутых в ходе недавнего визита Аркадия Дворковича в Минск», – отмечалось в сообщении. Скупость информации эксперты в Минске расценили как очередной провал переговоров. Тем более что участники энергетического рынка ранее прогнозировали работу без годового нефтяного баланса, лишь с квартальными. «Чтобы держать Минск в тонусе», – пояснялись причины такого положения вещей. Правда, источник «НГ» в органах госуправления утверждает, что переговорный процесс идет своим чередом и все интересное и важное будет озвучено после встречи на высшем уровне.
Наряду с этим белорусские СМИ растиражировали информацию о том, что в конце этой недели в Санкт-Петербурге состоится заседание Высшего госсовета Союзного государства Белоруссии и России, к которому Минск уже подготовил ряд нужных ему проектов документов. Причем не только касающихся поставок нефти. По информации источников в органах госуправления Белоруссии, Минск рассчитывает на очередной 2-миллиардный кредит. Речь идет о средствах, которые президент Александр Лукашенко еще в декабре просил у российского руководства под проведение модернизации белорусских предприятий. Правда, эксперты еще тогда трактовали процитированную белорусским лидером реакцию российского руководства как готовность вкладывать средства в совместные российско-белорусские проекты, в результате которых состоится-таки обещанная приватизация.
Мнения наблюдателей в Минске разделились. Одни полагают, что уж этот-то кредит Россия не даст под пустые обещания о совместных приватизационных проектах и свяжет Лукашенко конкретными договорами. К такому выводу склоняются экономисты. Политологи же рассуждают более широко, утверждая, что геополитика на сегодняшний день для России стоит даже дороже, чем 2 млрд. долл. Тем более если верить тем же экономистам, то белорусская модернизация, на которую якобы пойдут эти средства, это очередная кампания, которая только приближает белорусскую экономику к кризису, а значит, власть по мере его приближения будет все сговорчивее при обсуждении приватизационных проектов. «При чем тут модернизация? У нас просто нет денег», – комментирует ситуацию экономист Лев Марголин. Кроме того, не далее как вчера, руководствуясь требованиями Лукашенко, Национальный банк снизил ставку рефинансирования на 1,5 процентных пункта – до 28,5%, что не имеет под собой никакой экономической основы и будет только способствовать росту инфляции. «За январь и февраль инфляция суммарно составила 4,4% – по официальным данным. Если подобные тенденции будут продолжаться, то к концу года мы выйдем не к 12%, как планировалось, а ко всем 20%. Поэтому я полагаю, что снижать ставку рефинансирования сразу на 1,5 процентных пункта – это большой риск», – считает экономист Борис Желиба.
Минск