У Алеся Беляцкого появилась надежда на свободу. Фото РИА Новости
Мировая общественность не ослабляет внимания по отношению к белорусским политзаключенным. На днях завершился международный марафон в поддержку правозащитника Алеся Беляцкого, отбывающего срок в колонии усиленного режима. Власть тем временем делает слабые попытки избавиться от политических, сохранив достоинство.Последние два месяца о политзаключенном белорусском правозащитнике Алесе Беляцком вспоминали почти каждый день в разных странах мира. Инициатива принадлежала правозащитной организации «Международная амнистия», которая три месяца назад дала старт марафону в поддержку Беляцкого. Белорусского правозащитника наряду с другими узниками совести вспоминали под лозунгом «Пишем за права! Добьемся перемен!». Напомним, Алесь Беляцкий осужден на 4,5 года колонии усиленного режима с конфискацией имущества. Его обвинили в неуплате налогов со счетов в иностранных банках, которые не являлись его доходом, а предназначались для правозащитной деятельности.
Как сообщили организаторы марафона, участие в акции приняли более 100 тыс. человек. Формы поддержки политзаключенного были самыми разными – от написания писем в его адрес до запуска фонариков с его портретами. Велопробег, закончившийся подписанием петиции в его защиту, прошел даже в Парагвае. Однако больше всего акций поддержки прошло в Европе. Традиционно на ниве отстаивания демократических идеалов Белоруссии отличились правозащитники Польши. Причина не только в том, что власти и общественность страны всегда активно поддерживали демократию в соседней Белоруссии, но и в том, что в Варшаве сосредоточена самая многочисленная политическая эмигрантская диаспора. Как сообщалось, на главной улице города была установлена картина с изображением Беляцкого. Как сообщает сайт правозащитного центра «Вясна», о его заключенном руководителе вспомнили почти в 40 странах мира.
Разумеется, «шумиха» вокруг белорусских политзаключенных не может нравиться официальному Минску, который всячески пытается доказать всему миру, что в стране царит демократия и никаких политзаключенных нет. В этой ситуации власти Белоруссии прибегают к уже испытанному методу – освобождение политзаключенных через прошение о помиловании. Как поясняла накануне журналистам жена правозащитника Наталья Пинчук, руководство колонии, в которой отбывает наказание Беляцкий, наложило на него очередное взыскание. Причины для «отравления» жизни находятся почти каждый месяц, рассказывает она. Все это делается для того, чтобы выбить из политзаключенного прошение о помиловании на имя президента. При этом проявленную солидарность, несмотря на ее кажущийся символический характер, она оценивает очень высоко и считает ее хорошим способом давления на власти.
Такой же точки зрения придерживаются и соратники Беляцкого. «Только за последние два месяца состоялось несколько заметных встреч на уровне министра иностранных дел Владимира Макея с представителями европейского дипломатического корпуса и евроструктур. Думаю, белорусские власти поняли, что прагматичный диалог без выполнения условия ЕС об освобождении политзаключенных не пройдет», – рассуждает о причинах усиливающегося давления на политзаключенного член совета Правозащитного центра «Вясна» Татьяна Ревяко. Освобождение через прошение о помиловании – это способ выйти из ситуации с минимальной потерей лица, полагает правозащитница.
Кстати, по мнению многих белорусских экспертов, недавняя семичасовая истерика президента Лукашенко в ходе совещания с правительством – свидетельство понимания им глубины надвигающихся в экономике проблем. Как и в предыдущие кризисы, выход может быть или в новых кредитах – российских или европейских. Российские, конечно, получить легче, однако Лукашенко боится, что излишняя зависимость от ближайшей союзницы в конечном итоге приведет к потере его единоличной власти, и хотел бы диверсифицировать риски. Европа пока не дает никаких оснований думать, что наладить с ней отношения можно без освобождения политзаключенных.
Минск